КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ИСКУССТВЕ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
https://doi.org/10.18384/2310-7235-2022-2-79-89
Аннотация
Цель. Изучить характеристики культур, которые генерируют и организовывают процессы социального, массового, коллективного смыслообразования и влияют на выбор той или иной формы поведения.
Процедура и методы. Разработан тренинг кросс-культурной коммуникации по развитию типологии культур, который проведён на выборке, состоящей из более 2282 человек в возрасте от 17 до 31 года. Эффективность использования созданной социально-психологической типологии культур в рамках социально-психологического тренинга кросс-культурной коммуникации проверена в рамках эмпирического исследования.
Результаты. Разработанный и апробированный тренинг способствовал снятию коммуникативных барьеров. Основой коммуникативных барьеров выступает эмоциональная сфера, поскольку переживания, форма их проявления и содержание социально обусловлены. Искусство выступает средством кросс-культурной коммуникации, поскольку эмоциональное закрепление есть часть художественного языка. Целенаправленное создание условий кросс-культурной коммуникации, базирующейся на готовности и возможности идентификации, понимания и оперирования коммуникативными системами иных культур, возможно в рамках семиотического подхода.
Теоретическая и/или практическая значимость. Вопрос исследования кросс-культурной коммуникации продолжает оставаться актуальной проблемой современной социальной психологии. Компоненты и условия возникновения и осуществления кросс-культурной коммуникации выступают для практиков основой осуществления совместного взаимодействия социальных групп, а также социальной мобильности отдельного индивида.
Об авторе
Е. В. ЗвоноваРоссия
Звонова Елена Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент
119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1
Список литературы
1. Абрик Ж. К. Креативность групп // Социальная психология / под ред. С. Московичи. СПб.: Питер, 2007. С. 207–226.
2. Аликберов А. К. Роль коммуникации в религиозной метаморфозе инаковости: исторический аспект // Minbar. Islamic Studies. 2019. Т. 12. № 2. С. 364–372.
3. Андреева Г. М. Социальная психология в пространстве современной науки и культуры // Психологические исследования. 2013. № 30. Т. 6. URL: https://psystudy.ru (дата обращения: 10.10.21).
4. Деконши Ж. П. Верования, убеждения и идеологии: Системы представлений, обработка информации, когнитивные механизмы // Социальная психология / под ред. С. Московичи. СПб. : Питер, 2007. С. 342–371.
5. Донцов А. И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 75–86.
6. Сорокоумова Е. А., Катанова В. Г. Экспериментальное исследование самопознания личности студентов в образовательной среде вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 1–2. С. 399–406.
7. Стефаненко Т. Г., Липатов С. А. О коллективных переживаниях и социальных эмоциях // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии: материалы пятой международной научной конференции: в 2 томах / Смоленск, 27–28 мая 2016 года. Смоленск: Смоленский государственный университет, 2016. С. 46–51.
8. Тарабакина Л. В. Эмоции и их связи с познавательными процессами // Психология человека в современном мире / под ред. А. Л. Журавлева. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 117–118.
9. Толстых Н. Н. Хронотоп: культура и онтогенез: монография. М., Смоленск: Универсум, 2018. 292 с.
10. Шадрова В. М. Кросс-культурные компетенции как основа эффективных коммуникаций в современном мире // Историко-психологические аспекты взаимовосприятия России и Запада: Материалы XLIV Международной научной конференции / Санкт-Петербург, 17 декабря 2018 года / под ред. С. Н. Полторака. Спб: Полторак, 2018. С. 150–152.
11. Giner-Sorolla R. From crisis of evidence to a «crisis» of relevance? Incentive-based answers for social psychology’s perennial relevance worries // European Review of Social Psychology. 2019. Vol. 30 (1). URL: https://www.tandfonline.com (дата обращения: 10.10.21)
12. Gloor J. A non-instrumentalist approach to collective intentionality, practical reason, and the self. Gцttingen: V & R Unipress, 2014. 255 p.
13. Hall E. The silent language. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1959. 240 p.
14. Hall S. The Rediscovery of ’Ideology’: Return of the Repressed in the Media Studies // Approaches to Media. A Reader / eds. O. Boyd-Barett, C. Newbold. London: Arnold, 1995. P. 354–364.
15. Helkama K., Verkasalo M., Myyry L. Нonor as a value in Finland, Estonia, Italy, Russia, and Switzerland // Group Processes and Intergroup Relations. 2013. Vol. 16. № 3. P. 279–297.
16. Hцijer B. Social Representations Theory. A New Theory for Media Research // Nordicom Review. 2011. Vol. 2. № 32. P. 3–16.
17. Josй С., Goldstein B. R. John of Murs Revisited: The Kalendarium solis et lune for 1321 // Journal for the History of Astronomy. 2012. № 43. P. 412–437.
18. Leung K., Bond M. H. Social axioms: A model for social beliefs in multicultural perspective // Advances in Experimental Social Psychology. 2004. Vol. 36. P. 119–197.
19. Levy-Bruhl L. Les carnets de Lusien Levy-Bruhl P. Eastford: Martino Fine Books, 2015. 394 p.
20. O lausson U. Towards a European Identity? The News Media and the Case of Climate Change // European Journal of Communication. 2010. Vol. 25. № 2. P. 138–152.
21. Parkin A. J. Essential Cognitive Psychology. Oxford: Psychology Press, 2014. 340 p.