Preview

Психологические науки

Расширенный поиск

Трансформация ценностных ориентаций китайских студентов в условиях глобальных вызовов: анализ динамики и факторов влияния

https://doi.org/10.18384/3033-6414-2025-3-88-103

Аннотация

Цель. Анализ характера и направленности трансформации ценностных ориентаций китайских студентов под воздействием глобальных вызовов.
Процедура и методы. Использован смешанный дизайн: качественный этап включил полуструктурированные интервью (n= 45) с китайскими студентами и аспирантами ДВФУ и ЦЗЯНСУ; количественный этап предусматривал онлайн-опрос (n= 532) с применением модифицированной методики Ш. Шварца для измерения ценностей (PVQ-R2), а также авторского инструментария для оценки ценностных предпочтений. Обработка данных проводилась методами статистического (SPSS) факторного анализа.
Результаты. Выявлена многоуровневая трансформация ценностных ориентаций китайской студенческой молодёжи. Эмпирически подтверждён гибридный характер ценностных профилей, сочетающий традиционные конфуцианские установки (коллективизм, почитание старших) с глобализированными ценностями самореализации, индивидуализма и социальной ответственности. На основе анализа выделена система из пяти ключевых факторов ориентаций: «традиционализм/социальная гармония», «индивидуальное достижение/материальный успех», «интеллектуальное и духовное развитие», «гедонизм/качество жизни», «справедливость/социальная мобильность».
Теоретическая и/или практическая значимость. Разработана и апробирована полифакторная модель анализа, интегрирующая микрои макродетерминанты ценностных изменений. В научный оборот введены данные о ценностях поколения «детей реформ и открытости». Результаты исследования имеют практическую значимость для оптимизации адаптационных механизмов китайских студентов в международной академической среде. Выводы работы позволяют прогнозировать динамику и вариативность их социокультурной интеграции, что является основой для создания эффективных поддерживающих программ.

Об авторах

Пэйчжи Чжан
Дальневосточный федеральный университет
Россия

Чжан Пэйчжи – аспирант департамента педагогики и психологии развития

г. Владивосток



Сун Лю
Дальневосточный федеральный университет
Россия

Лю Сун – начальник международной связи Китайско-Российского института Цзянсуского педагогического университета; аспирант департамента педагогики и психологии развития

г. Владивосток



К. Г. Эрдынеева
Дальневосточный федеральный университет
Россия

Клавдия Гомбожаповна Эрдынеева – доктор педагогических наук, профессор по кафедре психологии, магистр психологии, профессор департамента педагогики и психологии развития

г. Владивосток



Список литературы

1. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития / пер. с англ. М.: Новое издательство, 2011. 464 с.

2. Rokeach M. The nature of human values (Сущность человеческих ценностей). New York: The Free Press, 1973. 438 p.

3. Цинь Пэнфэй. Влияние базовых жизненных ориентаций на качество жизни китайских студентов // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2024. № 3. С. 83–91.

4. Шульга Т. И. Переживание разочарования молодёжью 17–25 лет // Теоретическая и экспериментальная психология. 2024. Т. 17, № 2. С. 33–50.

5. Эрдынеева К. Г. Кросскультурный подход к изучению ценностных ориентаций студентов в условиях транзитивности // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2020. № 3–4. С. 43–51.

6. Wang H., Gai X., Li S. A Person-Centered Analysis of Meaning in Life, Purpose Orientations, and Attitudes toward Life among Chinese Youth (Личностноориентированный анализ смысла жизни, целеполагания и отношения к жизни среди китайской молодёжи) // Behavioral Sciences (Basel). 2023. № 13 (9). Р. 748.

7. Wang Yan. Value changes in an era of social transformations: College-educated Chinese youth (Ценностные изменения в эпоху социальных трансформаций: китайская молодёжь с высшим образованием) // Educational Studies. 2006. № 32. Р. 233–240.

8. Lu X. An Interface Between Individualistic and Collectivistic Orientations in Chinese Cultural Values and Social Relations (Интерфейс между индивидуалистическими и коллективистскими ориентациями в китайских культурных ценностях и социальных отношениях) // Howard Journal of Communications. 1998. № 9 (2). Р. 91–107.

9. Schwartz S. H. Are There Universal Aspects in the Structure and Contents of Human Values? (Есть ли универсальные аспекты в структуре и содержании человеческих ценностей?) // Journal of Social Issues. 1994. № 50 (4). P. 19–45.

10. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a Theory of the Universal Content and Structure of Values: Extensions and Cross-Cultural Replications (К теории универсального содержания и структуры ценностей: расширения и кросс-культурные репликации) // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. № 58 (5). P. 878–891.

11. Hitlin S., Piliavin J. Values: Reviving a dormant concept (Ценности: возрождение дремлющей концепции) // Annual Review of Sociology. 2004. №30. P. 359–393.

12. Inglehart R. Changing Values among Western Publics from 1970 to 2006 (Изменение ценностей западной общественности с 1970 по 2006 год) // West European Politics. 2008. № 31 (1-2). P. 130–146.

13. Inglehart R., Baker W. E. Modernization, cultural change, and the persistence of traditional values (Модернизация, культурные изменения и сохранение традиционных ценностей) // American Sociological Review. 2000. Vol. 65, № 1. P. 19–51.

14. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. № 1. С. 3–14.

15. Howarth C., Voelklein C. A review of controversies about social representations theory: a British debate (Обзор споров о теории социальных представлений: британские дебаты) // Culture a. society. 2005. Vol. 11. № 4 P. 431–454.

16. Raudsepp M. Why is it so difficult to understand the theory of social representations (Почему так сложно понять теорию социальных представлений) // Culture a. society. 2005. Vol. 11. № 4. P. 455–468.

17. Tajfel H., Turner J. C. The social identity theory of intergroup behavior (Теория социальной идентичности в межгрупповом поведении) // Psychology of intergroup relations. Chicago: Nelson-Hall, 1986. P. 42–64.

18. Tajfel H. Social Categorization (Социальная категоризация) // Introduction a la psychological sociale. Paris: Larousse, 1972. Vol. 1. P. 272–302.

19. Ye X., Chang T., Zhong K. Learner Online Self-Regulated Learning Skills: A Comparison Between Chinese Undergraduates and International African Undergraduates (Навыки самостоятельного обучения онлайн-обучения: сравнение между китайскими студентами и иностранными студентами африканского происхождения) // Applied Degree Education and the Shape of Things to Come. India: Springer, 2023.P. 269–283.

20. Wang Peng. Values orientation of contemporary. Chinese college students and its changes (Ценностная ориентация современника. Китайские студенты и её изменения) // Journal of the Brazilian Sociological Society Revista da Sociedade Brasileira de Sociologia. 2017. Vol. 3. № 2. P. 21– 39.

21. Sanchez H. Valores en Estudiantes Universitarios: Implicancias para la Formación Humana (Ценности у студентов университетов: Значение для формирования личности) // Paradigma: Revista de Investigación Educativa, 2021. № 28 (45). Р. 63–88.

22. Maslova O. V., Shlyakhta D. A., Yanitskiy M. S. Schwartz Value Clusters in Modern University Students (Шварцевые ценностные кластеры у современных студентов вузов) // Behavioral Sciences. 2020. № 10 (3). Р. 66.

23. Kluckhohn C., Strodtbeck F. Variations in Value Orientations (Вариации ценностных ориентаций). Evanston: IL: Row, Peterson, 1961. 319 p.


Рецензия

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 3033-6430 (Print)
ISSN 3033-6414 (Online)