МОТИВАЦИЯ АФФИЛИАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z
https://doi.org/10.18384/2310-7235-2022-2-36-46
Аннотация
Цель – изучение некоторых характеристик коммуникативной сферы представителей поколения Z (центениалов) на фоне противоречивости и недостаточности научных знаний по проблеме.
Процедура и методы исследования. Проведён анализ научных источников, позволивший обнаружить радикально различающиеся сведения о социально-психологических особенностях центениалов, предпринято локальное диагностическое исследование с применением «Теста мотивов аффилиации» А. Мехрабиана и «Теста профиля отношений» Р. Борнштейна.
Результаты. Получены данные о среднем уровне выраженности мотивации аффилиации у студентов-центениалов; обнаружены высокие показатели как нормативной, так и чрезмерной межличностной зависимости, а также некоторая тенденция к проявлениям дисфункционального отделения в межличностных контактах.
Теоретическая и/или практическая значимость: Результаты исследования не позволяют делать вывод о низкой тенденции к аффилиации, склонности к интровертности и эскапизму студентов Z-поколения.
Об авторах
Е. М. ТарасоваРоссия
Тарасова Елена Михайловна – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Прикладная психология»
440026, Пензенская обл., г. Пенза, ул. Красная, д. 40
Л. Н. Разуваева
Россия
Разуваева Лариса Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Прикладная психология»
440026, Пензенская обл., г. Пенза, ул. Красная, д. 40
Список литературы
1. Богачева Н. В., Сивак Е. В. Мифы о «поколении Z». М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. 56 с.
2. Воронцова Ю., Ермолаев В. В. Представления «поколения Z» о своей будущей семье (на примере литовских старшеклассников) // Психолог. 2016. № 1. URL: https://nbpublish.com (дата обращения: 12.09.2021).
3. Гаврилова А. В. Социально-психологические особенности ментальности нового поколения // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия, психология, педагогика». 2016. Т. 26. № 2. С. 58–63.
4. Иванов М. С., Яницкий М. С. Мобильность как стратегия обеспечения личной безопасности в представлениях молодёжи «поколения Z» // Цифровое кочевничество как глобальный и сибирский тренд: сборник материалов III Международной трансдисциплинарной научно-практической WEB-конференции / Томск, 24–26 мая 2017 года. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2017. С. 125–133.
5. Кулакова А. Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). С. 2–12.
6. Лучинкина А. И. Специфика интернета как института социализации // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. Т. 5. № 1. С. 59–69.
7. Мирошкина М. Р. Интерпретации теории поколений в контексте российского образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 2. С. 44–53.
8. Новак М. А. Формирование социальной успешности подростка // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. № 3 (221). С. 58–65.
9. Ольховая Т. А., Чернова А. А., Парамонов В. Б. Поколение Z: новые реалии социализации // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. С. 28–37.
10. Рындак В. Г. Профессиональное самоопределение студентов из поколения Z: проблемы, пути решения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. № 5 (223). С. 91–99.
11. Сапа А. В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2. С. 24–30.
12. Темнова Л. В., Медникова М. М. Влияние виртуального пространства на коммуникацию представителей поколений Z и Y // Теория и практика общественного развития. 2017. № 11. С. 19–23.
13. Шалыгина Н. В. Игреки и центениалы: новая ментальность российской молодёжи // Власть. 2017. № 1. С. 164–169.
14. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46–67.
15. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. N.Y.: William Morrow & Company, 1991. 649 р.
16. Tapscott D. Grown Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World. N. Y.: McGraw-Hill, 2008. 384 p.