Preview

Психологические науки

Расширенный поиск

Интерактивная направленность личности старшеклассников и их способность к принятию других

https://doi.org/10.18384/3033-6414-2025-3-122-132

Аннотация

Цель. Выявить соотношение интерактивной направленности личности старшеклассников и их способности к принятию других.
Процедура и методы. На выборке из 89 старшеклассников проведено офлайн исследование с помощью методик: «Диагностика интерактивной направленности личности» и «Шкала принятия других А. Фейя».
Результаты исследования показали низкий уровень интерактивной направленности личности старшеклассников и, в то же время, высокий уровень их способности принимать других. Положительная корреляция между видами интерактивной направленности личности и способностью к принятию других подтвердилась только для ориентации «на взаимодействие и сотрудничество».
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в подтверждении наличия положительной и отрицательной взаимосвязей между видами интерактивной направленности личности и способностью к принятию других. Полученные данные подтверждают необходимость дополнительной работы по развитию способностей старшеклассников к интерактивным коммуникативным взаимодействиям.

Об авторе

Э. В. Лидская
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФНЦ ПМИ)
Россия

Лидская Элеонора Викторовна – младший научный сотрудник Лаборатории психологии одарённости

г. Москва



Список литературы

1. Братченко С. Л. Диагностика личностно-развивающегося потенциала: методическое пособие для школьных психологов. Псков: Издательство ПОИПКРО, 1997. 68 с.

2. Валиуллина Е. В. Интерактивная направленность личности // Вестник общественных и гуманитарных наук. 2020а. Т. 1. № 3. С. 57–60.

3. Орлова М. А., Орлова А. М. Психологические особенности общения как вида деятельности: педагогическое общение // Социосфера. 2010. № 1. С. 41–46.

4. Коротаева Е. В., Андрюнина А. С. Интерактивное обучение: аспекты теории, методики, практики // Педагогическое образование в России. 2021. № 4. С. 26–33. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_04_03.

5. Скакова А. М., Мажлис С. Н. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы // Вестник науки. 2021. Т. 4. № 2 (35). С.60–65.

6. Пашукова Т. И. Диалог в межкультурной коммуникации и межличностном общении // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 4 (808). С. 196–207.

7. Никульчев Е. В., Гусев А. А., Газанова Н. Ш. Контроль вовлечённости в интерактивное взаимодействие пользователя образовательных веб-сервисов на основе анализа реакций // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2023. Т. 19. № 2. С. 489–497. DOI: 10.25559/SITITO.019.202302.489-497.

8. Панов В. И., Рубашкин Д. Д., Кондратьева И. Н. Психодидактические предпосылки разработки цифрового учебника на базе платформы «Учим учиться» // Вестник РФФИ (гуманитарные и общественные науки). 2023. № 3. С. 100–115. DOI: 10.22204/2587-8956-2023-114-03-100-115.

9. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Диагностика интерактивной направленности личности (Н. Е. Щуркова в модификации Н. П. Фетискина) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Издательство Института психотерапии. 2002. С. 59–63.

10. Валиуллина Е. В. Конфликтоустойчивость и принятие других у студентов медицинского вуза в рамках компетентностного подхода // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020б. № 4. С. 53–57.

11. Скуднова Т. Д. Гуманистические заповеди Карла Роджерса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и пси­ хология. 2022. № 2 (298). С. 73–80. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-2-298-73-80.

12. Савельева О. Е. Анализ концепции «принятие других, не осуждая» и факторы осуждающего поведения у школьников // Наука и школа. 2023. № 5. С. 127–136. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-5-127-136.

13. Михалькова Е. И., Радченко С. А. Принятие другого как отказ от абьюза // European science. 2023. № 1 (65). С. 76–89.

14. Лешенко С. Е. Безусловное принятие другого в системе профессионально важных качеств будущего педагога // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2009. № 4. С. 150–154.

15. Суннатова Р. И. Личностные особенности учителей как детерминанты экологичности поведения педагогов во взаимодействии с обучающимися // Экологичность поведения: человек и окружающая среда. М.: Издательство Московского университета, 2025. С. 81–93.

16. Лабунская В. А., Менджериева Ю. А. Бреус Е. Д. Психология затруднённого общения. М.: Академия. 2001. С. 100–102.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 3033-6430 (Print)
ISSN 3033-6414 (Online)