Образ мира и образ жизни активных участников добровольчества (волонтёрства).
https://doi.org/10.18384/3033-6414-2025-3-104-121
Аннотация
Цель. Изучение особенностей перцептивного, семантического и ядерного слоёв, составляющих образ мира и образ жизни добровольцев (волонтёров).
Процедура и методы. В исследовании применялся комплекс методов, для изучения ядерного слоя были использованы стандартизированные методики: «Смысложизненные ориентации» в модификации Д. А. Леонтьева, «Уровень субъективного контроля» в модификации Е. Ф. Бажина, «Ценностные ориентации» М. Рокича; исследование семантического слоя осуществлялось с помощью «Семантических дифференциалов» В. П. Серкина [1]; исследование перцептивного слоя проведено посредством анкетирования. Сбор данных осуществлялся в группе добровольцев (волонтёров) путём заполнения методик через Google-forms. Для качественной и количественной обработки данных использовались: метод расчёта семантических универсалий; статистические методы обработки данных – факторный и корреляционный анализы, проведённые в программе SPSS 20. Выбранный уровень значимости при расчётах: р≤0,05, р≤0,01. Выборку для исследования составили добровольцы (волонтёры) различных добровольческих (волонтёрских) организаций и движений, а также самостоятельные добровольцы (волонтёры), осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации в реальных жизненных условиях, всего 197 человек. Средний возраст респондентов составил 35 лет. Средний стаж добровольческой (волонтёрской) деятельности по группе – 4,6 года.
Результаты. По итогам проведённого исследования выявлены и описаны особенности перцептивного, семантического и ядерного слоёв, составляющих образ мира и образ жизни участников исследования, осуществляющих помогающую деятельность в рамках добровольчества (волонтёрства). Определены характер и стаж ведения деятельности, её специфика и направленность. На уровне перцептивного слоя выявлены трудности в ведении деятельности и эффекты от результатов участия в ней. На уровне ядерного слоя определены мотивы участия в деятельности; выделены: особый набор в иерархии ценностных ориентаций, уровни контроля над различными сферами жизнедеятельности и смысложизненные ориентации добровольцев (волонтёров). Семантический слой представлен рядом характеристик, определяющих образ добровольцев (волонтёров), их образ жизни и образ осуществляемой деятельности; выявлены факторные структуры и корреляционные взаимосвязи в описании образов. Главными понятиями всех образов являются «активность» и «ответственность».
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования дополняют теоретический и эмпирический материал имеющихся на сегодняшний день работ по изучению добровольчества (волонтёрства) и описанию специфических характеристик людей, вовлечённых в него. Полученные в ходе исследования данные позволяют делать выводы о характере развития структур образа мира и образа жизни в процессе осуществления добровольческой (волонтёрской) деятельности. Итоги исследования эмпирической части также дополняют работы по изучению образа мира различных профессиональных групп. В практической деятельности добровольческих (волонтёрских) организаций, движений и сообществ полученные результаты могут быть использованы для осуществления набора людей в добровольческую (волонтёрскую) деятельность и в целях их скорейшей адаптации в деятельности. Полученные данные могут быть применены для более точного ориентирования в процессе психологического сопровождения добровольцев (волонтёров), а также в формировании у них психологической готовности к деятельности и ведению добровольческого (волонтёрского) образа жизни, а также для удержания людей в данном виде деятельности.
Об авторах
В. В. КалитаРоссия
Калита Виталий Владимирович – кандидат психологических наук, доцент, заместитель декана факультета социально-гуманитарных технологий кафедры педагогики и психологии профессионального образования
г. Москва
Я. И. Флах
Россия
Флах Яна Игоревна – аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования
г. Москва
Список литературы
1. Серкин В. П. Специализированные семантические дифференциалы для оценки работы, про;фессии и профессионала // Психологическая диагностика. 2007. № 5. С. 11–29.
2. Егоркина С. М., Володин В. О. Образ российского волонтёра в общественном сознании // Материалы Университетской студенческой научно-практической конференции Калужского госу;дарственного университета имени К. Э. Циолковского (Калуга, 22–23 апреля 2021 года). Калуга: Издательство Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского, 2021. С. 69–77.
3. Корнеева Е. Л. Основные направления исследования волонтёрской деятельности // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 7, № 1. С. 131–141.
4. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира // Вестник Московского университета. Серия. 14. Психология. 1981. № 3. С. 15–28.
5. Климов Е. А. Об образе мира у представителей разнотипных профессий // Психологическое обозрение. 1995. № 1. С. 26–30.
6. Артемьева Е. Ю., Урунтаева Г. А. Изучение структур субъективного опыта в условиях неопре;делённых методик // Мышление, общение, опыт. Ярославль: Ярославский государственный университет, 1983. С. 108–118.
7. Серкин В. П. Взаимосвязь образа мира и образа жизни // Мир психологии. 2009. № 4 (60). С. 109–119.
8. Серкин В. П. Профессиональная специфика образа мира и образа жизни // Психологический журнал. 2012. Т. 33, № 4. С. 78–90.
9. Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Высшая школа, 2001. 360 с.
10. Артемьева Е. Ю., Стрелков Ю. К., Серкин В. П. Описание структур субъективного опы;та: контекст и задачи // Мышление. Общение. Опыт: межвузовский тематический сборник. Ярославль: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 1983. С. 23–29.
11. Васильева И. В., Чумаков М. В. Эмоциональная составляющая образа волонтёрства в представ;лениях студентов психолого-педагогических направлений // Вестник Московского универси;тета. Серия 14: Психология. 2023. Т. 46, № 4. С. 248–271. DOI 10.11621/LPJ-23-47.
12. Звездина Е. Ю., Звездина Г. П. Психосемантические особенности ментальной реперезентации образа Добровольца в представлениях молодёжи разных поколений // Психология и психотех;ника. 2017. № 2. С. 8–19.
13. Кузнецова Д. А. Образ волонтёра и особенности включения в волонтёрскую деятельность лю;дей зрелого возраста // Актуальные вопросы психологии, педагогики и экономики: сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава ВИПЭ ФСИН России / под общ. ред. В. Н. Некрасова. Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2020. С. 108–112.
14. Азарова Е. С., Яницкий М. С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 306. С. 120–125.
15. Балер М. А. особенности и направления исследований деятельности волонтёров в Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 9-1 (96). С. 83–86. DOI 10.24412/2500-1000-2024-9-1-83-86.
16. Воробьёва А. Е., Скипор С. И. Сравнительный анализ характеристик деятельности зооволон;теров и волонтёров, помогающих людям // Человеческий капитал. 2020. № 9 (141). С. 253–263. DOI 10.25629/HC.2020.09.23.
17. Певная М. В. Российские волонтёры третьего сектора: характеристика общности и управлен;ческие перспективы // Известия Уральского федерального университета. Проблемы образова;ния, науки и культуры. 2015. № 1 (135). С. 145–151.
18. Попова Т. А., Мазанова А. Е. Осмысленность жизни и ответственность личности волонтёров // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 4. С. 21–39. DOI 10.18384/2310-7235-2021-4-21-39.
19. Morawski L., Okulicz-Kozaryn A., Strzelecka M. Elderly Volunteering in Europe: The Relationship Between Volunteering and Quality of Life Depends on Volunteering Rates (Волонтёрство пожилых людей в Европе: взаимосвязь между волонтёрством и качеством жизни зависит от уровня волонтёрства) // Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2022. № 33. P. 256–268.
20. Schulhoff A., Dukehart A. Foster Grandparent Programs’ Impact on the Quality-of-Life of Older Adult Volunteers (Влияние программ поддержки бабушек и дедушек на качество жизни пожилых волонтёров) //Healthcare. MDPI. 2025. Vol. 13. № 3. P. 230.
21. Серкин В. П. Психосемантика. М.: Юрайт, 2024. 318 с.
22. Абдуллаева М. М. Возможности психосемантического подхода для анализа профессиональ;ной активности современных специалистов // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 2021. № 2. С. 100–122. DOI 10.11621/vsp.2021.02.06.

























