Preview

Психологические науки

Расширенный поиск

Взаимосвязь между проэкологичным поведением и интернет-зависимостью студентов: гендерный анализ

https://doi.org/10.18384/3033-6414-2025-3-28-40

Аннотация

Цель. Изучение взаимосвязи между проэкологичным поведением и интернет-зависимостью у студентов и её гендерный анализ.
Процедура и методы. В исследовании приняли участие 595 студентов: 340 женщин и 255 мужчин (средний возраст – 18,1±2,3). Для исследования уровня интернет-зависимости использовалась «Шкала интернет-зависимости» С. Чена (CIAS) в адаптации В. Л. Малыгина и К. А. Феклисова. Уровень сформированности проэкологичного поведения студентов и его компонентов изучался при помощи авторской анкеты, направленной на определение особенностей энергосберегающего поведения юношей и девушек и уровня его «проэкологичности». Для анализа ценностно-смысловой сферы респондентов применялся «Ценностный опросник» Ш. Шварца.
Результаты. Согласно полученным данным, вместе с ростом уровня интернет-зависимости у студентов возрастает ценность заботы о природе. Однако глубокая интернет-зависимость мало затрагивает ценностно-смысловую сферу студентов мужского пола и никак не связана с их проэкологичным поведением. Тогда как в целом более проэкологичные женщины демонстрируют укрепление экологичной позиции одновременно с ростом уровня интернет-зависимости.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в том, что полученные нами результаты открывают для психологии перспективное направление для дальнейших исследований роли интернет-пространства в формировании проэкологичного поведения, а также выявления контента, который способен повлиять на трансформацию ценностно-смысловой сферы в пользу проэкологичности.

Об авторе

Е. А. Привалова
Государственный социально-гуманитарный университет
Россия

Привалова Елена Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социально-педагогического образования

г. Коломна



Список литературы

1. Привалова Е. А., Ершова Р. В., Ерофеева М. А. Особенности проэкологичного поведения студентов в области энергопотребления // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 86–98. DOI: 10.32744/pse.2021.3.6.

2. Сауткина Е. В., Иванова А. А. Роль мотивации к защите окружающей среды в детерминации проэкологического поведения в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 20. № 4. С. 623–642. DOI: 10.17323/1813-8918-2023-4-623-642.

3. Иванова А. Роль индивидуальных ценностей в определении проэкологических действий в России // Психологические исследования. 2024. Т. 17. №95. С. 6. DOI: 10.54359/ps.v17i95.1598.

4. Xiao Y., Liu X., Ren T. Internet use and pro-environmental behavior: Evidence from China (Использование Интернета и экологичное поведение: данные из Китая) // Plos one. 2022. Vol. 17. № 1. URL: https://journals.plos.org/plosone (дата обращения: 20.04.2025). DOI: 10.1371/journal.pone.0262644.

5. Gong X. Internet use encourages pro-environmental behavior: Evidence from China (Использование Интернета способствует бережному отношению к окружающей среде: данные из Китая) // Journal of Cleaner Production. 2020. Vol. 256. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 20.04.2025). DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.120725.

6. He C. The Difference of Internet Use on Environmental Protection Behavior Willingness of Urban and Rural Residents in China (Разница в использовании Интернета и готовности городских и сельских жителей Китая к защите окружающей среды) // Proceedings of the 2024 4th International Conference on Computational Modeling, Simulation and Data Analysis. 2024. № 5. P. 674–679. DOI: 10.1145/3727993.3728103.

7. Khan M. S., Sornsawan K. Promoting sustainable development: the effect of internet use for green environment information on Chinese college students' pro-environmental behaviors (Содействие устойчивому развитию: влияние использования интернет-ресурсов для получения информации об окружающей среде на экологическое поведение китайских студентов) // International Conference on Management, Innovation, Economics and Social Sciences. 2024. Vol. 1. № 1. P. 175–191.

8. Shen J. Influence by osmosis: social media green communities and pro-environmental behavior (Влияние осмоса: зелёные сообщества в социальных сетях и проэкологическое поведение) // Computers in Human Behavior. 2023. Vol. 143. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 20.04.2025). DOI: 10.1016/j.chb.2023.107706.

9. Meng Y., Chung D., Zhang A. The effect of social media environmental information exposure on the intention to participate in pro-environmental behavior (Влияние воздействия экологической информации в социальных сетях на намерение участвовать в проэкологическом поведении) // Plos one. 2023. Vol. 18. № 11. URL: https://journals.plos.org/plosone (дата обращения: 20.04.2025). DOI: 10.1371/journal.pone.0294577.

10. Shah Z., Wei L., Ghani U. The use of social networking sites and pro-environmental behaviors: A mediation and moderation model (Использование сайтов социальных сетей и проэкологическое поведение: модель посредничества и модерации) // International journal of environmental research and public health. 2021. Vol. 18. № 4. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov (дата обращения: 10.10.2024). DOI:10.3390/ijerph18041805.

11. Hamzah M. I., Tanwir N. S. Do pro-environmental factors lead to purchase intention of hybrid vehicles? The moderating effects of environmental knowledge (Влияют ли экологические факторы на намерение купить гибридный автомобиль? Смягчающее влияние знаний об окружающей среде) // Journal of Cleaner Production. 2021. Vol. 279. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 10.10.2024). DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.123643.

12. Корягина Т. М. Психологические предикторы интернет-зависимости студентов: дисс. … канд. психол. наук. М., 2019. 187 c.

13. Корнеева А. А. Психологическое время и проэкологическое поведение студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023. Т. 12. № 2 (43). С. 140–144. DOI: 10.57145/27128474_2023_12_02_29.

14. Данилова А. А., Смирнов М. Г. Культурно-аксиологические основы проэкологического поведения молодёжи в России и Японии // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2024. № 2 (26). С. 12–18. DOI: 10.47475/2409-4102-2024-26-2-12-18.

15. Гагарин А. В. Важнейшие траектории воспитания экологической культуры студентов: интеграция традиций и инноваций // Вестник Международной академии наук. Русская секция. 2022. № S2. С. 59–63.

16. Лидская Э. В. Эмпирическое исследование проэкологического поведения старшеклассников в быту // Вестник Калужского университета. Cерия 1. Психологические науки. Педагогические науки. Т. 5. 2022. №1. С. 71–78. DOI 10.54072/26586568_2022_5_1_71.

17. Александрова Е. С. Взаимосвязь проэкологического поведения и личностных ценностей индивида: гендерный аспект // Теоретическая и экспериментальная психология. 2021. Т. 14. № 4. С. 13–20.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 3033-6430 (Print)
ISSN 3033-6414 (Online)