ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
https://doi.org/10.18384/2310-7235-2022-2-6-19
Аннотация
Цель настоящей работы заключается в разработке и обосновании теоретической модели личностно-профессиональной самореализации человека. Эта модель рассматривается как инструмент оценки степени соответствия характеристик профессионального развития ценностным установкам и ресурсам личности.
Процедура и методы. Для достижения поставленной цели применялись теоретические методы: анализ, сравнение и обобщение подходов к самореализации личности как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Для разработки теоретической модели личностно-профессиональной самореализации использовался метод моделирования, в рамках которого выделены факторы, структурные компоненты и критерии успешности личностно-профессиональной самореализации.
Результаты. Теоретическое обобщение подходов к исследованию самореализации личности в релевантной отечественной и зарубежной литературе позволило сделать вывод о необходимости проработки данной проблемы с позиции личностно-профессионального подхода, что соответствует современным тенденциям развития психологического знания, и о необходимости разработки соответствующего инструментария для применения на практике.
Основываясь на системном подходе и принципе детерминизма, мы разработали теоретическую модель личностно-профессиональной самореализации. В модели конкретизированы её структурные компоненты, а также факторы и критерии успешности личностнопрофессиональной самореализации.
Теоретическая и/или практическая значимость. На основе разработанной модели личностно-профессиональной самореализации предполагается проведение эмпирических исследований, связанных с изучением особенностей соотношения характеристик профессионального и личностного развития. Перспективным направлением в данном проблемном поле может стать изучение психологических предикторов и стратегий достижения личностно-профессиональной самореализации, что в свою очередь может послужить источником поддержания удовлетворённости жизнью и психологического благополучия человека.
Об авторах
К. Д. КатькалоРоссия
Катькало Ксения Дмитриевна – аспирант кафедры педагогики и психологии образования
620083, Свердловская обл., г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 51
А. А. Печеркина
Россия
Печеркина Анна Александровна – кандидат психологических наук, доцент, директор департамента психологии, заведующий кафедрой педагогики и психологии образования
620083, Свердловская обл., г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 51
Список литературы
1. Бодалев А. А. Акме-эффект личностного осуществления в процессе социализации и индивидуализации взрослого человека // Мир психологии. 1998. № 1 (13). С. 59–65.
2. Веряскина А. Н. Самореализация человека в контексте устойчивого развития // Евразийское научное объединение. 2019. № 5-6 (51). С. 377–380.
3. Гаврилова Е. А. Психодиагностическая методика «Тип и уровень профессиональной самореализации»: разработка, описание и психометрия // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 3. С. 19–34.
4. Горская Г. Б., Фомиченко Н. Г. Проблема раскрытия личностных ресурсов самореализации (на примере спортсменов высокой квалификации) // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 303–306.
5. Григорьева А. А. Проблема соотношения и взаимодействия профессиональной самоактуализации и профессиональной самореализации личности // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 3. С. 166–174.
6. Дементий Л. И. Субъектность как фактор личностного развития на этапе самореализации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 2. С. 68–78.
7. Деркач А. А., Сайко Э. В. Самореализация – основание акмеологического развития: монография. Воронеж: МОДЭК, 2010. 224 с.
8. Дружинина С. В. Ресурсная роль интеллекта и креативности в самореализации подростков старшего возраста // Акмеология. 2015. № 4. Т. 56. С. 66–71.
9. Егорычева И. Д. Самореализация: сущность, детерминанты, этапы становления в онтогенезе // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: монография. М.: Российский университет дружбы народов, 2015. С. 169–181.
10. Зеер Э. Ф. Самореализация человека в возрасте поздней зрелости как предиктор обеспечения профессиональной деятельности // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26. № 4 (201). С. 100–114.
11. Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Самореализация человека: введение в человекознание. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. 280 с.
12. Козлова Т. З. Самореализация личности по возрастным интервалам (на примере современных россиян) // Социология и жизнь. 2017. № 3. С. 63–69.
13. Костакова И. В., Белоусова (Григорьева) С. С. Психологическая основа профессиональной самореализации личности // Национальный психологический журнал. 2014. № 3 (15). С. 84–89.
14. Кудинов С. И., Кудинов С. С. Системный подход в исследовании самореализации личности // Российский научный журнал. 2015. № 2 (45). С. 138–143.
15. Кулагина И. В. Исследование особенностей самореализации личности в среднем возрасте // Концепт. 2020. № 3. C. 101–107.
16. Манжос Л. В. Интегративно-ресурсный подход к процессу личностно-профессиональной самореализации педагога // Kant. 2020. № 1 (34). С. 290–294.
17. Плотникова Е. С., Гордеева В. В. Гендерные различия самореализации и самоактуализации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 358–362.
18. Реан А. А. Психология личности: социализация, поведение, общение. М.: АСТ, 2007. 407 с.
19. Сизова Л. А. Влияние пространства самореализации на становление профессиональной идентичности медицинской сестры // Личностная идентичность: вызовы современности: материалы Всероссийской психологической научно-практической конференции / Майкоп, 03–04 января 2014 года / под ред. В. В. Знакова. Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2014. С. 183–185.
20. Садовникова Н. О. Психологические механизмы переживания профессионального кризиса личности. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2018. 105 с.
21. Сыманюк Э. Э. Жизнеспособность как предиктор конструктивного профессионального развития // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты. М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 525–537.
22. Солодникова И. В. Самореализация взрослых людей: возрастная и гендерная специфика // Сила слабых: гендерные аспекты взаимопомощи и лидерства в прошлом и настоящем: Материалы Десятой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН / Архангельск, 07–10 сентября 2017 года. Архангельск: Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 2017. С. 193–201.
23. Allan B. A., Autin K. L., and Duffy R. D. Self-determination and meaningful work: exploring socioeconomic constraints // Frontiers in Psychology. 2016. № 7 (71). URL: https://www.frontiersin.org (дата обращения: 25.02.22).
24. Bunderson J., Thompson J. The call of the wild: zookeepers, callings, and the double-edged sword of deeply meaningful work // Administrative Science Quarterly. 2009. № 54. Pp. 32–57.
25. Lepisto D. A., Pratt M. G. Meaningful work as realization and justification toward a dual conceptualization // Organization Psychology Review. 2017. № 7. Pp. 99–121.
26. Roessler B. Meaningful work: arguments from autonomy // Journal of Political Philosophy. 2012. № 20. Pp. 71–93.
27. Ryff C. D. Well–Being With Soul: Science in Pursuit of Human Potential // Perspectives on Psychological Science. 2018. Vol. 2. № 13. P. 242–248.
28. Schnell T., Hцge T., Pollet E. Predicting meaning in work: theory, data, implications // Journal of Positive Psychology. 2013. № 8, Pp. 543–554.
29. Steger M. F. “Experiencing meaning in life – Optimal functioning at the nexus of well-being, psychopathology, and spirituality,” in The Human Quest for Meaning // Theories, Research, and Applications. New York: Routledge. Pp. 165–184
30. Waterman A. S. Predicting the Subjective Experience of Intrinsic Motivation: the roles of self–determination, the balance of challenges and skills, and self–realization values // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol. 29. № 11. URL: https://journals.sagepub.com (дата обращения: 22.02.22).