Взаимосвязь между использованием социальных сетей и влиянием на психическое здоровье подростков
https://doi.org/10.18384/3033-6414-2025-3-41-54
Аннотация
Цель. Исследовать взаимосвязь между использованием различных социальных сетей и психическим здоровьем подростков, а также разработать рекомендации по снижению влияния данных факторов психологического стресса. Выявить оптимальные показатели для использования социальных сетей и поддержанием психологического равновесия.
Процедура и методы. Проведено комплексное исследование с использованием смешанных методов, включающее систематический обзор литературы, мета-анализ, количественный опрос (n=1500, возраст 13–19 лет) и полуструктурированные интервью (n=50). Использованы стандартизированные методики: Шкала интенсивности использования социальных сетей (SMUIS), Шкала самооценки Розенберга, Опросник здоровья пациента (PHQ-9) и Шкала генерализованного тревожного расстройства (GAD-7).
Результаты. Выявлена значимая отрицательная корреляция между интенсивностью использования социальных сетей и самооценкой (r = -0.31, p <0.001), а также положительная корреляция с уровнем тревожности (r = 0.33, p <0.001) и депрессии (r = 0.28, p <0.001). Обнаружена криволинейная зависимость между использованием социальных сетей и психологическим благополучием, где умеренное использование связано с наиболее позитивными результатами. Выявлены значимые гендерные различия: девушки демонстрируют большую уязвимость к негативным эффектам социальных сетей (t (1498) = 7.42, p <0.001).
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные сведения подтверждают, что помощь и участие родителей в освоении онлайн-сферы, возможность поговорить о ней открыто помогают более лёгкой адаптации молодёжи на социальных платформах. Сведения показывают, что при помощи социальных платформ можно воздействовать на психику и самооценку молодых людей. Данное влияние имеет нелинейные показатели и формируется разными аспектами, содержащими различный гендер, возрастную категорию и особенности характера. Подобные данные являются особенно важными на практике, потому что показывают необходимость частичного ограничения социальных платформ в жизни молодёжи. Подростки женского пола показывают наибольшие риски при отрицательных воздействиях социальных платформ на самооценку, что объясняется значимостью сравнения и оцениванием внешних параметров в рамках данной категории.
Об авторе
Д. А. УсикРоссия
Усик Дмитрий Андреевич (г. Москва) – ассистент кафедры психологии семьи и детства Института психологии Л. С. Выготского
г. Москва
Список литературы
1. Кондрашов А. В., Савченко Л. А. Динамика социальных взаимодействий и их отражение в структурах социального общения // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 3. C. 144–151.
2. Усик Д. А. Влияние технологий на социальные взаимодействия: социологическая перспектива // Коллекция гуманитарных исследований. 2024. № 2 (39). C. 14–22.
3. Усик Д. А. Тревожные расстройства у подростков: причины, последствия и методы лечения // Коллекция гуманитарных исследований. 2024. № 3 (40). C. 57–62.
4. McCarthy C. P., DeCamp M., McEvoy J. W. Social Media and Physician Conflict of Interest (Социальные сети и конфликт интересов врачей) // The American Journal of Medicine. 2018. № 8 (131). P. 859–860.
5. Singh T. Social Media as a Research Tool (SMaaRT) for Risky Behavior Analytics: Methodological Review (Социальные сети как исследовательский инструмент (SMaaRT) для анализа рискованного поведения: методологический обзор) // JMIR Public Health and Surveillance. 2020. № 4 (6). URL: https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles (дата обращения: 10.10.2024).
6. Kelly Y. Social Media Use and Adolescent Mental Health: Findings From the UK Millennium Cohort Study (Использование социальных сетей и психическое здоровье подростков: результаты когортного исследования тысячелетия в Великобритании) // eClinicalMedicine. 2018. № 6. C. 59–68.
7. Twenge J. M. Increases in Depressive Symptoms, Suicide-Related Outcomes, and Suicide Rates Among U.S. Adolescents After 2010 and Links to Increased New Media Screen Time (Рост симптомов депрессии, суицидальных исходов и уровня самоубийств среди подростков США после 2010 года и их связь с увеличением времени, проводимого в новых медиа) // Clinical Psychological Science. 2018. № 1 (6). P. 3–17.
8. Achterberg M. The neural and behavioral correlates of social evaluation in childhood (Нейронные и поведенческие корреляты социальной оценки в детском возрасте) // Developmental Cognitive Neuroscience. 2017. № 24. P. 107–117.
9. Солдатова (Кцоева) Г. У., Рассказова Е. И. Личностные характеристики и психологическая саморегуляция студентов онлайн и офлайн: некоторые особенности цифровой социальности // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Психология. 2023. № 1 (13). C. 24–37.
10. Солдатова (Кцоева) Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Цифровые предикторы психологического благополучия молодёжи в реальном и виртуальном мирах // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2025. № 1 (48). C. 78–100.
11. Lifang S. The Relations between Adolescents’ Social Media Use and Subjective Well-Being: Multiple Mediation Effects of Social Comparison and Self-Esteem (Связь между использованием социальных сетей подростками и субъективным благополучием: множественные опосредующие эффекты социального сравнения и самооценки) // Advances in Psychology. 2020. № 3 (10). P. 350– 358.
12. Verduyn P. Do Social Network Sites Enhance or Undermine Subjective Well‐Being? A Critical Review (Социальные сети улучшают или подрывают субъективное благополучие? Критический обзор) // Social Issues and Policy Review. 2017. № 1 (11). P. 274–302.
13. Aiello A. E., Renson A., Zivich P. Social media and internet-based disease surveillance for public health (Социальные сети и интернет-эпидемиологический надзор за заболеваниями в интересах общественного здравоохранения) // Annual review of public health. 2020. № 41. P. 101–118.
14. Golan M. Gender Differences in Respect to Self-Esteem and Body Image as Well as Response to Adolescents’ School-Based Prevention Programs (Гендерные различия в самооценке и образе тела, а также реакция подростков на профилактические программы в школе) // Journal of Psychology and Clinical Psychiatry. 2015. № 2 (5). P. 2.
15. Иванова (Шананина) О. А., Суртаева (Жолнерова) Н. Н. Проблема контекстности социального взаимодействия в аспекте построения социальных отношений // Социальные отношения. 2011. № 2 (3). C. 46–51.
16. Овчарова А. А. Технология социально-педагогического взаимодействия школы и семьи по формированию социально значимых качеств школьника: дис. … канд. пед. наук. М., 2012. 235 с.
17. Ivie E. A Meta-Analysis of the Association Between Adolescent Social Media Use and Depressive Symptoms (Метаанализ связи между использованием социальных сетей подростками и симптомами депрессии) // Journal of Affective Disorders. 2020. № 275. P. 165–174.
18. Voorveld H. A. M. Engagement with Social Media and Social Media Advertising: The Differentiating Role of Platform Type (Взаимодействие с социальными сетями и реклама в социальных сетях: дифференцирующая роль типа платформы) // Journal of Advertising. 2018. № 1 (47). P. 38–54.
19. Нестик Т. А. Социальное воображение: определение и методы развития // Образовательная политика. 2024. № 2 (98). C. 34–38.
20. Keles B., McCrae N., Grealish A. A systematic review: the influence of social media on depression, anxiety and psychological distress in adolescents (Систематический обзор: влияние социальных сетей на депрессию, тревожность и психологический стресс у подростков) // International Journal of Adolescence and Youth. 2020. № 1 (25). P. 79–93.
21. Przybylski A. K., Weinstein N. A Large-Scale Test of the Goldilocks Hypothesis: Quantifying the Relations Between Digital-Screen Use and the Mental Well-Being of Adolescents // Psychological Science. 2017. № 2 (28). P. 204–215.

























