Preview

Психологические науки

Расширенный поиск

Стратегии адаптации созависимых родственников в условиях ненормативного семейного кризиса при тяжёлых заболеваниях детей

https://doi.org/10.18384/3033-6414-2025-3-76-87

Аннотация

Цель – выявить особенности стратегий преодоления ненормативного семейного кризиса у созависимых родственников детей с тяжёлыми заболеваниями, а также проанализировать влияние кризисных периодов на эмоциональное состояние, внутрисемейные отношения и качество жизни.
Процедура и методы. Исследование носит эмпирический характер и основано на выборке из 50 созависимых родственников детей с хроническими заболеваниями (преимущественно матери, средний возраст – 42,1 года). Применялись стандартизированные методики: Опросник «Стратегии совладания» (Р. Лазарус и С. Фолкман, стратегия адаптации Е. В. Кузнецова), шкала «Социальная поддержка» (В. В. Михайлова). Статистическая обработка включала корреляционный анализ (для выявления взаимосвязи между стратегиями совладания и уровнем поддержки), дисперсионный анализ (ANOVA (Analysis of variance) – для сравнения эффективности стратегий между группами), факторный анализ (для выделения ключевых факторов преодоления кризиса). Применялись описательные статистики, U-критерий Манна-Уитни для межгрупповых различий. Для статистической обработки данных использовался пакет IBM SPSS Statistics (версия 26.0).
Результаты. В ходе исследования выявлено, что наиболее острые кризисы приходятся на получение диагноза семьёй (100% семей, M=4,8), периоды госпитализации ребёнка (88%) и рецидивы заболевания (56%). В острых фазах преобладают шок, тревога, депрессия; в хронических – изоляция, чувство вины, апатия. Наиболее эффективной стратегией признан поиск социальной поддержки (M=4,4, SD=0,6), активная позиция и позитивная рефлексия также показали высокую результативность. Корреляция между уровнем социальной поддержки и эффективностью совладающих стратегий – r=0,75, p<0,001. Семьи с низкой поддержкой и пассивными стратегиями демонстрируют более высокий уровень стресса, эмоционального выгорания и снижение качества жизни (M=2,9, SD=0,8). Факторный анализ выделил два кластера кризисов: острые медицинские (диагноз, рецидив, госпитализация) и социально-адаптационные (школа, взросление, изоляция). Установлены значимые различия по полу: матери чаще используют активные и образовательные стратегии, отцы – пассивные.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость работы заключается в комплексном анализе стратегий преодоления ненормативного семейного кризиса у созависимых родственников, а также в уточнении роли социальной поддержки и внутренних ресурсов семьи в условиях длительного стресса. Практическая значимость заключается в рассмотрении и расширении понимания психологических процессов при ненормативных семейных кризисах и выявлении стратегий для эффективной социально-психологической поддержки созависимых родственников. Результаты могут быть использованы специалистами для повышения устойчивости семей, оказавшихся в условиях хронического кризиса, и для разработки образовательных и терапевтических программ поддержки.

Об авторе

О. Б. Полякова
Московский инновационный университет
Россия

Полякова Ольга Борисовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

г. Москва



Список литературы

1. Silva M., Pereira A. Trauma, family dynamics and the development of codependency (Травма, семейная динамика и развитие созависимости) // Trauma, violence, and abuse. 2024. Vol. 25. № 2. P. 301–316.

2. Полякова О. Б. Совладающее поведение и преодоление ненормативного кризиса созависимыми родственниками // Феномен агрессии в системе ценностей современного общества. Ульяновск: Зебра, 2024. С. 164–171.

3. Полякова О. Б., Поляков М. Б. Социально-психологический компонент православной культуры в совладающем поведении и преодолении ненормативного кризиса и агрессии // Феномен агрессии в системе ценностей современного общества. Ульяновск: Зебра, 2024. С. 121–129.

4. Полякова О. Б., Поляков М. Б. Понятие ненормативного кризиса и трудной жизненной ситуации в современной социально-психологической практике в отечественной и зарубежной науке // Проблемы и перспективы развития социально-гуманитарных наук: материалы I Междисциплинарной всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием, Ульяновск, 25–26 февраля 2025 года. Ульяновск: Зебра, 2025. С. 139–142.

5. Социальная работа в России: проблемы и пути их решения: коллективная монография / И. С. Дунаева, Л. Е. Сикорская, А. Н. Шишкин, А. Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2024. 243 с.

6. Халилова А. А., Хизриева П. М. Адаптация ребёнка раннего возраста // Мировая наука. 2018. № 3. С. 129-136

7. Pless I. B., Nolan T. Revision, family adaptation and chronic illness in childhood (Ревизия, семейная адаптация и хронические заболевания в детском возрасте) // Pediatrics. 2021. №3. P. 593–600.

8. Гришина Н. В. Психология семьи: адаптация к хронической болезни ребёнка // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2022. № 3. С. 45–53.

9. Емельянова Л. А. Созависимость в семье: психологические аспекты и коррекция // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 1. С. 112–123.

10. Киселева Т. А. Психологическая поддержка родителей детей с хроническими заболеваниями // Вестник практической психологии образования. 2023. № 4. С. 102–110.

11. Jenner K. A new study on codependency: cultural and psychological perspectives (Переосмысление созависимости: культурные и психологические аспекты) // Free from codependency. 2024. № 11. URL: https://freefromcodependency.com (дата обращения: 18.04.2025).

12. Martos T., Sallai V., Nistor K. Codependency and Psychological Distress: The Role of Family Functioning (Созависимость и психологический дистресс: роль функционирования семьи). // Modern psychology. 2023. Vol. 42. № 1. P. 553–563.

13. Eiser C., Morse R. The measurement of quality of life in children: past and future perspectives (Измерение качества жизни детей: прошлое и будущее) // Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics. 2001. Vol. 22. № 4. P. 248–256.

14. Davis H., Spurr P. Parent counseling: bridging the gap between parents and professionals (Консультирование родителей: преодоление разрыва между родителями и специалистами) // Child: Care, Health and Development. 2011. Vol. 37. № 2. P. 153–162.

15. Nuttall A. K., Valentino K., Borkowski J. G. Parentification Vulnerability, Reactivity, Resilience, and Thriving: A Systematic Review (У язвимость, реактивность, устойчивость и процветание родителей: систематический обзор) // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2023. Vol. 20. № 13. URL: https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov (дата обращения: 18.04.2025). DOI: 10.3390/ijerph201341267.

16. Москаленко В. Д. Созависимость: характеристики и практики преодоления. М.: Институт психотерапии и клинической психологии, 2021. 112 с.

17. Хазова С. А., Вариошкина Е. Н. О самоотношении, границах и позитивном мышлении: динамика личностных особенностей созависимых женщин в процессе психокоррекционной работы // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2022. № 1. С. 61–71.

18. Wilkens C., Foote J. “Bad Parents,” “Codependents,” and Other Stigmatizing Labels: The Impact of Stigma on Families of Children with Chronic Illness and Substance Use Disorders («Плохие родители», «созависимые» и другие стигматизирующие ярлыки: влияние стигмы на семьи детей с хроническими заболеваниями и расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ) // Substance Use Disorders and Family Therapy. NY: CMCFFC, 2022. P. 44–62.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 3033-6430 (Print)
ISSN 3033-6414 (Online)