Preview

Психологические науки

Расширенный поиск

Теоретические подходы к изучению прощения и удовлетворённости жизнью в современной психологии

https://doi.org/10.18384/3033-6414-2025-3-6-15

Аннотация

Цель. Систематизация теоретических подходов к изучению феномена прощения и его взаимосвязи с удовлетворённостью жизнью (УЖ) в контексте современных зарубежных и отечественных исследований. В рамках работы ставится задача анализа доминирующих исследовательских моделей, а также идентификации перспективных векторов дальнейшего научного поиска в данной предметной области.
Методология. Исследование основано на анализе 112 научных работ (2000–2023 гг.), включая 24 отечественных публикаций из баз eLIBRARY и CyberLeninka, 38 лонгитюдных и кросскультурных работ, 15 метаанализов.
Для классификации данных использовались такие критерии отбора, как: тип модели прощения (процессуальная, REACH, мотивационно-трансформационная), эмпирические данные о связи прощения и УЖ, валидизированные методики (опросник УЖ Динерa, шкала прощения Харгрэйва-Зельцера), культурный контекст (38% работ включают российскую выборку). Применялись такие методы, как: контент-анализ 98 статей с выделением ключевых теоретических парадигм, метаанализ 128 исследований (Comprehensive Meta-Analysis v3.0) с расчётом средневзвешенного коэффициента корреляции (r), кейс-стади 14 клинических случаев из практики МНИИ психиатрии (Москва) с применением методики «Диалог с обидчиком».
Результаты. Установлена устойчивая связь прощения и УЖ (r = 0.35), с культурной спецификой: в РФ корреляция выше в семейном контексте (r = 0.41), на Западе — в личностном росте (r = 0.38). Тренинги прощения и эмоциональная регуляция повышают УЖ на 12–27%, снижая руминацию (на 40%) и уровень кортизола (на 15%). В коллективистских культурах связь прощения с благополучием выражена сильнее (на 27%) из-за акцента на социальную гармонию, тогда как в индивидуалистских обществах доминирует связь с личным комфортом. Отечественные модели акцентируют коллективистские ценности, зарубежные – индивидуальную мотивацию. Религиозный контекст усиливает эту взаимозависимость за счёт интеграции прощения в ценностные системы. Тренинги по модели REACH демонстрируют повышение УЖ на 15–20%, а включение прощения в терапию депрессии снижает рецидивы на 34%.
Теоретическая и/или практическая значимость. Работа интегрирует разрозненные модели прощения, предлагая многомерную схему его влияния на УЖ через когнитивные, эмоциональные и социальные механизмы. Опровергнут стереотип о пассивности прощения: данные нейровизуализации подтверждают, что оно требует сознательного контроля (активация префронтальной коры). Выявленная культурная специфика ставит под сомнение универсальность западных моделей, подчёркивая необходимость адаптации интервенций к этнопсихологическим особенностям. Результаты исследования применяются в психотерапии (снижение симптомов ПТСР на 28% за счёт протоколов с элементами прощения), образовании (программы против буллинга на основе моделей Enright), семейном консультировании (рост удовлетворённости браком на 73%), программах профилактики эмоционального выгорания и корпоративной среде (сокращение трудовых конфликтов на 31% при использовании REACHтренингов). Перспективным направлением является разработка цифровых инструментов, таких как мобильные приложения для отслеживания прогресса в практике прощения, и интеграция в терапию. Таким образом, исследование трансформирует прощение из абстрактной концепции в технологию улучшения качества жизни, объединяя теоретические инсайты с практико-ориентированными решениями.

Об авторах

О. С. Васильева
Южный федеральный университет
Россия

Васильева Ольга Семёновна – кандидат биологических наук, доцент, профессор кафедры общей и педагогической психологии

г. Ростов-на-Дону



И. Ю. Сидоренко
Южный федеральный университет

Сидоренко Инна Юрьевна – соискатель кафедры общей и педагогической психологии

г. Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Social determinants of mental health (Социальные детерминанты ментального здоровья). Geneva: World Health Organization, 2014. 54 p.

2. Бычкова М. В. Прощение как социально-психологический феномен // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27. № 1. С. 32–39. DOI: 10.34216/2073-1426-2021-27-1-32-39.

3. Воловикова М. И. Нравственность в современной России // Психологический журнал. 2009. № 4. С. 95–97.

4. Enright R. D. Forgiveness is a Choice: A Step-by-Step Process for Resolving Anger and Restoring Hope. 1st ed. Washington, DC: American Psychological Association, 2001. 299 p.

5. Кононова А. П., Пуговкина О. Д. Валидизация опросника «Склонность к прощению и установки по отношению к прощению проступков» на российской выборке // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 4. С. 27–45. DOI: 10.17759/cpp.2018260403.

6. Worthington E. L. Handbook of Forgiveness (Руководство к прощению). New York: Routledge, 2005. 394 p.

7. Process-based forgiveness interventions: A meta-analytic review / B. W. Lundahl, M. J. Taylor, R. Stevenson, K. D. Roberts // Research on Social Work Practice. 2008. Vol. 18. P. 337–348. DOI: 10.1177/1049731507313979

8. McCullough M. E., Hoyt W. T. Forgiveness as a Human Strength: Appraising the Evidence // Journal of Social and Clinical Psychology. 2000. Vol. 19. № 1. P. 43–55. DOI: 10.1521/jscp.2000.19.1.43.

9. Золотухина-Аболина Е. В., Макаренко-Курносова М. В. Прощение и самопрощение: единство морального и психологического // Человек. 2020. № 5. С. 111–128.

10. The Satisfaction with Life Scale / E. Diener, R. A. Emmons, R. J. Larsen, S. Griffin // Journal of Personality Assessment. 1985. Vol. 49 № 1. P. 71–75. DOI: 10.1207/s15327752jpa4901_13.

11. Ryff C. D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. № 6. P. 1069–1081. DOI: 10.1037/0022-3514.57.6.1069.

12. VanOyen Witvliet C., Ludwig T. E., Vander Laan K. L. Granting Forgiveness or Harboring Grudges: Implications for Emotion, Physiology, and Health // Psychological Science. 2001. Vol. 12. № 2. P. 117– 123. DOI: 10.1111/1467-9280.00320.

13. Иванова О. И., Бусарова О. Р. Особенности копинг-стратегий старших подростков из неполных семей // Психология и право. 2020. Т. 10. № 1. С. 103–115. DOI: 10.17759/psylaw.2020100109.

14. Hook J. N., Worthington E. L., Utsey S. O. Collectivism, Forgiveness, and Social Harmony // The Counseling Psychologist. 2009. Vol. 37. № 6. P. 821–847. DOI: 10.1177/0011000008326546.

15. Miller A. J., Worthington E. L., Jr. Sex differences in forgiveness and mental health in recently married couples // The Journal of Positive Psychology. 2010. Vol. 5. № 1. P. 12–23. DOI: 10.1080/17439760903271140.

16. Efficacy of psychotherapeutic interventions to promote forgiveness: A meta-analysis / N. G. Wade, W. T. Hoyt, J. E. M. Kidwell, E. L. Worthington, Jr // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2014. Vol. 82. № 1. P. 154–170. DOI: 10.1037/a0035268

17. Kaleta K., Mróz J. Gender differences in forgiveness and its affective correlates // Journal of Religion and Health. 2022. Vol. 61. № 6. P. 2819–2837. DOI: 10.1007/s10943-021-01369-5.

18. Hill P. L., Heffernan M. E., Allemand M. Forgiveness and Subjective Well-Being: Discussing Mechanisms, Contexts, and Rationales // Forgiveness and Health: Scientific Evidence and Theories Relating Forgiveness to Better Health / ed. by L. L. Toussaint, E. L. Worthington, D. R. Williams. Dordrecht: Springer, 2015. P. 155–169.

19. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory. Basic psychological needs in motivation, development and wellness // American Psychologist. 2000. Vol. 55. No. 1. P. 68–78 DOI: 10.1037110003-066X.55.1.68.

20. Сычёв О. А., Аношкин И. В. Русскоязычная адаптация опросников стилей и эффективности решения конфликтов в близких отношениях // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2024. Т. 21. № 1. С. 32–54. DOI: 10.17323/1813-8918-2024-1-32-54.


Рецензия

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 3033-6430 (Print)
ISSN 3033-6414 (Online)