Совладающее поведение выпускников школ в ситуации самоопределения
https://doi.org/10.18384/2949-5105-2025-1-92-108
Аннотация
Цель данной работы заключается в изучении совладающего поведения выпускников школ в ситуации самоопределения.
Процедура и методы. Исследование проводилось на базе московских школ с участием 192 обучающихся выпускных классов в возрасте 16–17 лет. Использовались методики «Способы преодоления критическихситуаций»(Э. Хейм), «Копинг-поведениев стрессовых ситуациях» (Н. Эндлер, Дж. Паркер и др.), методика Дембо-Рубинштейн (А. М. Прихожан), «Размышление о смысле жизни» (Х. Ниеми), тест «СЖО» Д. А. Леонтьева. Применялся программный пакет статистического анализа (SPSS 21.0) и разнообразные методы статистической обработки.
Результаты. Установлено, что совладающее поведение выпускников школ выступает способом разрешения определённых проблем самоопределения. Позитивный ракурс совладания определяется его разнообразием и широтой репертуара, активностью, направленностью на проблемно чувствительные зоны отношений выпускников к себе и миру.
Теоретическая и/или практическая значимость. Расширяются научные представления об особенностях совладающего поведения выпускников школ в ситуации самоопределения. Результаты исследования могут быть использованы в программах психолого-педагогического сопровождения в данный период.
Об авторах
Л. И. БершедоваРоссия
Бершедова Людмила Ивановна – доктор психологических наук, профессор, профессор департамента клинических, психологических и педагогических основ развития личности Института психологии и комплексной реабилитации
119261, Москва, ул. Панферова, д. 8, к. 2
Т. Ю. Морозова
Россия
Морозова Татьяна Юрьевна – старший преподаватель департамента клинических, психологических и педагогических основ развития личности Института психологии и комплексной реабилитации
119261, Москва, ул. Панферова, д. 8, к. 2
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
2. Андреева А. Д., Бегунова Л. А., Лисичкина А. Г. Особенности внутренней позиции взрослого у современных учащихся раннего юношеского возраста // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28. № 2. C. 58–69.
3. Андреева А. Д., Лисичкина А. Г. Психологическая готовность учащихся раннего юношеского возраста к активной самореализации: методический инструментарий // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2023. № 1. С. 96–109.
4. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 3–18.
5. Бершедова Л. И. Личностные новообразования критических периодов детства // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 12 (83). С. 148–154.
6. Бершедова Л. И., Морозова Т. Ю. Динамические преобразования совладающего поведения в ситуации самоопределения в юношеском возрасте // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2024. № 4. С. 97–109.
7. Битюцкая Е. В. Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации с позиций деятельностного подхода А. Н. Леонтьева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. № 2. С. 40–57.
8. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
9. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Издательство Московского университета, 1984. 200 с.
10. Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы. М.: Юрайт, 2024. 281 с.
11. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19–27.
12. Грановская Р. М., Никольская И. М. Психологическая защита у детей. Психологическая защита у детей. СПб: Речь, 2006. 340 с.
13. Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). М.: Институт психологии РАН, 2003. 318 с.
14. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Социально-психологическое пространство личности. М.: Институт психологии РАН, 2012. 496 с.
15. Зайцева О. М. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных и отечественных исследований // Молодой учёный. 2023. № 47 (494). С. 491–493.
16. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса: психологическая антропология стресса. М.: Академический проект, 2009. 943 с.
17. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения. Кострома: Авантитул, 2004. 343 с.
18. Леонтьев Д. А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 97–110.
19. Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. № 1. Т. 2. С. 3–17.
20. Морозова Т. Ю. Динамика копинг-стратегий в период кризиса 17 лет // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 5 (133). С. 207–214.
21. Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2011. 398 с.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2022. 720 с.
23. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2008. 474 с.
24. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1994. № 1. С. 63–74.
25. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Смысл, 2003. 860 с.
26. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М.: Институт психологии РАН, 2000. 447 с.
27. Endler N., Parker J. D. A. Multidimensional assessment of coping: A critical evaluation // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. № 58. P. 844–854.
28. Heim E., Valach L. Berner Bewältigungsformen BEFO-ein Instrument zur Selbstund Fremdbewertung der Krankheitsverarbeitung [The Bern Coping Forms BEFO-an instrument for selfand observer rating of coping with illness] // Rehabilitation. 1996. № 35 (4). P. XXXI–XLI.
29. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N.Y: Springer Publishing House, 1984. 456 p.
30. Magnusson D. Individual development: Toward a developmental science. London: Proceedings of the American Philosophical Society, 2000. P. 86–96.