Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Удовлетворённость взаимоотношениями и потребностью в принадлежности подростков с родителями в условиях цифровизации

https://doi.org/10.18384/2949-5105-2025-2-91-105

Аннотация

Цель исследования – изучить удовлетворённость подростков взаимоотношениями и потребностью в принадлежности с родителями в условиях цифровизации.

Процедура и методы. В исследовании изучались предикторы и взаимосвязь удовлетворённости взаимоотношениями и нарушениями психического состояния, а также потребности в принадлежности подростков с родителями. В исследовании принимали участие 280 подростков. Использовались мини-сочинения на тему «Трудности взаимодействия с родителями», а также анкета «Мои отношения с родителями».

Результаты. Подростки выделили следующие характеристики детско-родительского взаимодействия в своих семьях: нетребовательность родителей из-за отсутствия времени, мягкость, отсутствие суровых мер наказания, особенно со стороны матерей, а также применяемых со стороны родителей, эмоциональная близость к матери, принятие личностных качеств подростков, сотрудничество во взаимодействии. Подростки дают положительную оценку авторитетности родителей, но высказывают неудовлетворённость взаимоотношениями с ними, нежелание подчиняться их требованиям, непослушание, уход и проведение свободного времени в сети Интернет.1

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты полученного исследования могут стать основой для дальнейшего изучения детско-родительского взаимодействия подростков с родителями, для разработки стратегий оказания социально-психологической помощи семьям психологам, узким специалистам, могут помочь преодолению затруднений взаимодействия родителей с подростками в современных условиях цифровизации.

Об авторе

Т. И. Шульга
Государственный университет просвещения; Московский психолого-социальный университет
Россия

Шульга Татьяна Ивановна – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной и педагогической психологии; профессор кафедры общей и педагогической психологии

г. Москва



Список литературы

1. Взаимодействие значимого взрослого с ребёнком раннего возраста в России и Вьетнаме / И.Н.Галасюк, Т.В.Шинина, А.А.Шведовская, И.Г.Морозова, Е.В.Ефремова, Т.Х.Нгуен, Т.Л.Нгуен // Психологическая наука и образование. 2019. Т.24. № 6. С.47–62. DOI: 1017759/pse2019240605.

2. Взаимодействие ребёнка с родителем: судебно-психологические экспертные оценки / Ф.С.Сафуанов, О.Ф.Савина, М.В.Морозова, А.С.Калашникова, С.С.Кулаков, Ю.О.Переправина, И.Д.Забежинская, М.А.Малиновская, К.М.Солдатова, О.К.Бодрова // Психология и право. 2022. Т.12. № 1. С.115–132. DOI: 1017759/psylaw2022120110.

3. Внутрисемейное взаимодействие матери и ребёнка-подростка в многодетных, полных малодетных и неполных семьях / О.И.Иванова, Н.С.Крамаренко, Н.В.Сидячева, Т.И.Шульга // Российский социально гуманитарный журнал. 2024. № 2. С.151–172.

4. Галасюк И.Н Родительские позиции в семье, воспитывающей ребёнка с нарушениями интеллектуального развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 3. С.52–64.

5. Зотова Л.В. Потребность в безопасности и опыт близких отношений в подростковом возрасте // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 4 (127). С.117–129.

6. Иванова О.И, Кулешова О.В., Шульга Т.И. Характер взаимодействия подростков с матерями в многодетных семьях // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2023. № 1. С.139–153. DOI: 1018384/2310-7235-2023-1-139-153.

7. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Цифровая социализация российских подростков: сквозь призму сравнения с подростками 18 европейских стран // Социальная психология и общество. 2023. Т.14. № 3. С.11–30.

8. Шульга Т.И. Жизненные планы подростков как фактор профилактики девиантного поведения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 3. С . 64–75. DOI: 1018384/2310-7235-2021-364-75.

9. Bronfenbrenner W. Toward an experimental ecology of human development (К экспериментальной экологии развития человека) // American Psychologist. 1977. № 32 (7). P.513–531.

10. Çakir C. , Köseliören M. Technoference as technology interference in the communication process: a study on married couples (Техноференция как вмешательство технологий в процесс коммуникации: исследование супружеских пар) // Erciyes İletişim Dergisi. 2022. № 9 (2). Р.609–626.

11. Cepukiene V. , Celiauskaite S. The relationship between nuclear family emotional system and adult health: mediating and moderating role of general self-efficacy (Связь между эмоциональной системой нуклеарной семьи и здоровьем взрослых: посредническая и модерирующая роль общей самоэффективности) // Journal of family studies. 2022. № 28 (2). P.678–694.

12. Cyberaggression and Mental Health Consequences among Adults: An Italian Nationwide Cross-Sectional Study (Исследование киберагрессии и последствий для психического здоровья среди взрослых: итальянское общенациональное поперечное исследование) / G.Lo Moro, G.Scaioli, M.Martella, A.Pagani, G.C olli, F.Bert, R.Siliquini // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2023. № 20. URL: https://www.mdpi.com/journal/ijerph (дата обращения: 10.10.2024). DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph20043224.

13. Interaction styles in child-guardian relationships in kinship and non-kinship guardian families (Стили взаимодействия в отношениях между детьми и опекунами в родственных и неродственных семьях) / E.Yu.Korjova, S.A.Bezgodova, A.V.Miklyaeva, E.V.Yurkova // Psychology in Education. 2022. Vol.4. № 1. P.31–40. DOI: 1033910/26869527-2022-4-1-31-40.

14. Kildare C. , Middenmiss W. Impact of parents mobile device use on parent-child interaction: A literature review (Влияние использования мобильных устройств родителями на взаимодействие родителей и детей: обзор литературы) // Computers in Human Behavior. 2017. № 75. Р.579–593.

15. McDaniel B.T., Radesky J.S. Technoference: parent distraction with technology and associations with child behavior problems (Техноференция: отвлечение родителей технологиями и ассоциации с проблемами поведения детей) // Child development. 2018. Vol.89. №1. P.100–109.

16. Parental Phubbing and Adolescents' Cyberbullying Perpetration: A Moderated Mediation Model of Moral Disengagement and Online Disinhibition (Родительское занудство и киберзапугивание подростков: модель медиации с умеренным уровнем морального отчуждения и онлайн-растормаживания) / Xingchao Wang, Wei Wang, Yuran Qiao, Ling Gao, Jiping Yang, Pengcheng Wang // Journal of Interpersonal Violence. 2020. № 37 (7–8). P.5344–5366.

17. Richter N. Relations among maternal life satisfaction, shared activities, and child well-being (Взаимосвязь между удовлетворённостью жизнью матери, совместными занятиями и благополучием ребёнка) // Frontiers in psychology. 2018. № 9. P.739.

18. Stockdale L.A., Coyne S.M., Padilla-Walker L.M. Parent and child technoference and socioemotional behavioral outcomes: A nationally representative study of 10to 20-year-Old adolescents (Техноференция родителей и детей и социально-эмоциональные поведенческие результаты: национальное репрезентативное исследование подростков в возрасте от 10 до 20 лет) // Computers in Human Behavior. 2018. № 88. P.219–226.


Рецензия

Просмотров: 34


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)