Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностных характеристик осуждённых женщин

https://doi.org/10.18384/2949-5105-2025-2-6-20

Аннотация

Цель. Описать особенности взаимосвязи между компонентами эмоционального интеллекта осуждённых женщин и их личностными особенностями.

Процедура и методы. В исследовании приняли участие 60 осуждённых ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю. Использовались следующие методы: психодиагностические методы (тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина, многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (13 PF), опросник Х. Шмишека), методы статистической обработки данных (расчёт коэффициента корреляции Спирмена).

Результаты. Выявлено, что осуждённым женщинам, имеющим низкий уровень эмоционального интеллекта, свойственны такие личностные особенности, как низкий уровень эмпатии, конфликтность, тревожность, повышенная эмоциональная возбудимость, подозрительность, осторожность и низкая активность.

Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы практическими психологами в ходе сопровождения процесса адаптации и ресоциализации осуждённых в общество.

Об авторе

Т. А. Басина
Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации
Россия

Басина Татьяна Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии и права

г. Вологда



Список литературы

1. Басина Т. А. Особенности эмоционального интеллекта осуждённых женщин // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 85. Ч. 3. С. 403–407.

2. Белоконь О. В. Эмоциональный интеллект и феномен лидерства: эксперимент «Строим вместе» // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 3. С. 137–144.

3. Бочкова М. Н. Эмоциональный интеллект и креативность: связь и взаимодействие на примере разных категорий осуждённых // Психология и право. 2020. Т. 10. № 1. С. 92–102. DOI: 10.17759/psylaw.2020100108.

4. Демиденко Н. Н., Борисова С. В. Стрессоустойчивость и эмоциональный интеллект как базовые компетентностью характеристики личности субъекта профессиональной деятельности продаж // Психология труда и управления в современной России: организация, руководство и предпринимательство. Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 20-летию факультета психологии и социальной работы (Тверь, 29–31 мая 2014 года). Тверь: Тверской государственный университет, 2014. С. 157–164.

5. Дикая Л. А., Обухова Ю. В., Егорова В. А. Особенности взаимосвязей эмоционального интеллекта и личностных черт у социально активных студентов // Российский психологический журнал. 2020. № 4. Т. 17. № 4. С. 34–48.

6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ / пер. с англ. А. П. Исаева. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 544 c.

7. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Паблишерз, 2023. 301 с.

8. Ишадова Дж. М., Нурмырадова Ч. Ш., Гелдиева С. К. Эмоциональный интеллект: как мы воспринимаем, оцениваем, выражаем и контролируем эмоции // Вестник науки. 2023. № 5 (62). С. 518–523.

9. Кобазова Ю. В. Эмоциональный интеллект и психологическое благополучие студентов педагогических специальностей ТИ(Ф) СВФУ // Психология. Историкокритические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11. № 5А. С. 47–55. DOI: 10.34670/AR.2022.13.65.008.

10. Кораблева А. С. Психологические особенности личности осуждённых женщин // Евразийская педагогическая конференция: сборник статей IV Международной научно-практической конференции (Пенза, 15 ноября 2019 года). Пенза: Наука и Просвещение, 2019. С. 168–170.

11. Кочетова Ю. А. Эмоциональный интеллект старших подростков: монография. М.: МГППУ, 2021. 104 с.

12. Кутлубаев И. И. Личность осуждённых женщин // Молодой учёный. 2020. № 11 (301). С. 120–122.

13. Максимова Р. В. Теоретические подходы к пониманию психологических особенностей женщин, осуждённых повторно // 2023. NovaInfo. №137. С. 174–176.

14. Минстер М. В. Пенитенциарный стресс у женщин и его отрицательное воздействие на процесс исправления // Вестник Кузбасского института. 2019. № 2 (39). URL: https://ki.fsin.gov.ru/vestnik [сайт] (дата обращения: 29.01.2025).

15. Наймушина Л. М. История становления понятия «эмоциональный интеллект» в психологической науке // Педагогика: история, перспективы. 2020. № 4. C. 63–71.

16. Овсянникова М. В. Психологические проблемы изучения и повышения эмоционального интеллекта осуждённых женского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях: монография. Рязань: Коняхин А. В., 2020. 180 с.

17. Овсянникова М. В., Поздняков В. М. Динамика и детерминация эмоционального интеллекта у осуждённых женского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 5. С. 283–290.

18. Фролова С. В., Елькина И. Ю. Особенности эмоционального интеллекта и копингстратегий у студентов медицинских специальностей // Психология. Историкокритические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10. № 5А. С. 145–154. DOI: 10.34670/AR.2021.93.34.016.

19. Черкасова М. А. Особенности эмоционального интеллекта у мужчин, осуждённых за насильственные виды преступлений // Пенитенциарная наука. 2019. № 3. С. 422–427.

20. Эделева Е. М. Эмоциональный интеллект и его роль в межличностных отношениях // Вестник науки. 2024. № 11 (80). С. 834–840.

21. Юрьева О. В. Эмоциональный интеллект и особенности самоактуализации личности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2019. № 1. С. 55–65.

22. Якимова З. В. Эмоциональный интеллект в деятельности сотрудников органов внутренних дел // АНИ: педагогика и психология. 2020. № 4 (33). С. 412–419.

23. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) (Модель эмоционально-социального интеллекта (ESI) Бар-Она) // Psicothema. 2006. № 18. C. 13–25.

24. Salovey P. Emotional intelligence (Эмоциональный интеллект) // Imagination, Cognition and Personality. 1990. № 9. C. 185–211.

25. Mayer J. D. , Salovey P., Caruso D. R. Measuring Emotional Intelligence with the MSCEIT V2.0 (Измерение эмоционального интеллекта с помощью MSCEIT V2.0) // Emotion. 2003. № 3. № 1. C. 97–105.


Рецензия

Просмотров: 35


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)