Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Психологические особенности эмоциональной направленности личности с различным уровнем склонности к академической прокрастинации

https://doi.org/10.18384/2949-5105-2025-2-21-33

Аннотация

Цель. Выявить психологические особенности эмоциональной направленности личности с различным уровнем склонности к академической прокрастинации.

Процедура и методы. В исследовании приняли участие 60 человек, среди которых 30 юношей и 30 девушек в возрасте от 18 до 22 лет. Респондентами выступили студенты высших учебных заведений Республики Крым. В ходе исследования были использованы следующие методики: «Шкала оценки академической прокрастинации» (Л. Соломон, Е. Ротблюм; в адаптации М. В. Зверевой), методика «Определение общей эмоциональной направленности» (Б. И. Додонов). В ходе математико-статистической обработки данных были использованы частотный анализ, Н-критерий Краскела-Уоллиса, корреляционный анализ. В ходе исследование было использовано прикладное программное обеспечение SPSS 22.0 и MS Excel 2021.

Результаты. Выявлено, что для респондентов, склонных к академической прокрастинации, характерна низкая проявленность праксической и гностической, а также высокая проявленность глорической эмоциональных направленностей.

Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты могут быть применены в ходе психолого-педагогического сопровождения личности в процессе обучения.

Об авторе

Р. И. Зекерьяев
Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова
Россия

Зекерьяев Руслан Ильвисович (Симферополь) – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

г. Симферополь, Республика Крым



Список литературы

1. Богомаз С.Л. Циркунова Н.И., Гущина Е.А. Психологические особенности студентов, склонных к прокрастинации // Право. Экономика. Психология. 2022. № 3 (27). С.89–95.

2. Бородина Л.Ф. Феномен прокрастинации в психологии // Педагогическое образование и наука. 2019. № 3. С.20–24.

3. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. 2010. № 3. С.121–131.

4. Забродина Л.А., Мухина Ю.Р. Взаимосвязь особенностей прокрастинации с индивидно–личностными характеристиками студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. № 3 (20). С.311–315.

5. Зверева М.В. Шкала оценки академической прокрастинации PASS: методические рекомендации. М.: САМ Полиграфист, 2018. 28 с.

6. Зорькина О.С. Особенности проявления академической прокрастинации у студентов ВУЗа // Развитие человека в современном мире. 2022. № 1. С.33–39.

7. Ивутина Е.П., Шуракова Е.С. Академическая прокрастинация как проявление защитно–совладающего поведения у студентов // Вестник Вятского Государственного Гуманитарного Университета. 2013. № 4 (1). С.146–151.

8. Кожевникова О.В., Шкляева Е.П. Психологические предикторы склонности субъекта к академической прокрастинации // Вестник Удмуртского Университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2017. № 4. С.451–455.

9. Кормачева И.Н. Академическая прокрастинация как элиминация учебной активности // Психология человека в образовании. 2021. Т.3. № 1. С.61–70.

10. Микляева А.В., Безгодова С.А., Васильева С.В. Академическая прокрастинация в структуре стилевых особенностей учебной деятельности студентов // Психологическая наука и образование. 2018. Т.23. № 4. C.61–69.

11. Микляева А.В., Реброва Д.С., Савинская А.С. Академическая прокрастинация в студенческой среде: результаты эмпирического исследования // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2017. № 19. С.59–66.

12. Петровская В.Г., Ульянова Д.С. Академическая прокрастинация // Конструктивные педагогические заметки. 2021. № 10.1 (17). С.180–190.

13. Плавник Н.К., Поздняк С.В. Психологические факторы академической прокрастинации у учащихся // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого–педагогические науки. 2016. № 16–2. С.192–197.

14. Попова Д.А.Академическая прокрастинация студентов 1 курса: психологические аспекты и особенности // Инновационная наука: Психология, Педагогика, Дефектология. 2021. Т.4. № 4. С.6–26.

15. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. М. : Пер Сэ, 2004. 176 с.

16. Сморкалова Т.Л., Васильева Н.Г. Исследование взаимосвязи прокрастинации и эмоционального интеллекта // Международный научно–исследовательский журнал. 2016. № 7 (49). С.148–151.

17. Стоянов А.С. Социальные факторы академической прокрастинации // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2024. № 2. С.260–272.

18. Стоянов.А.С. Ожидания в социально-воспитательной работе вуза: курсанты vs студенты (на примере АГЗ МЧС России) // Социология. 2022. № 4. С.24–35.

19. Чернышёва Н.А. Прокрастинация: актуальное состояние проблемы и перспективы изучения // Вестник Пермского государственного гуманитарно–педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. № 1. С.17–26.

20. Balkis M., Erdinc D. Gender differences in the relationship between academic procrastination, satisfaction with academic life and academic performance (Гендерные различия в отношениях между академической прокрастинацией, удовлетворённостью академической жизнью и академической успеваемостью) // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. 2017. № 15 (1). С.105–125.

21. Eisenbeck N., Carreno D.F., Ucles–Juarez R. From psychological distress to academic procrastination: Exploring the role of psychological inflexibility (От психологического стресса к академической прокрастинации: исследование роли психологической негибкости) // Journal of Contextual Behavioral Science. 2019. № 13. С.103–108.

22. Hen M., Goroshit M. The effects of decisional and academic procrastination on students' feelings toward academic procrastination (Влияние прокрастинации на принятие решений и академическую прокрастинацию на чувства студентов по отношению к академической прокрастинации) // Current Psychology. 2020. № 39 (2). P.556–563.

23. Lenggono B., Tentama F. Construct measurement of academic procrastination of eleventh grade high school students in Sukoharjo (Конструктивное измерение академической прокрастинации учеников одиннадцатого класса средней школы в Сукохарджо) // International Journal of Scientific & Technology Research. 2020. № 9 (1). С.454–459.

24. Sirois F.M. Absorbed in the moment? An investigation of procrastination, absorption and cognitive failures (Поглощены моментом? Исследование прокрастинации, поглощения и когнитивных неудач) // Personality and Individual Differences. 2014. № 71. С.30–34.

25. Steel P., Ferrari J.R. Sex, education and procrastination: An epidemiological study of procrastinators' characteristics from a global sample (Секс, образование и прокрастинация: эпидемиологическое исследование характеристик прокрастинаторов на основе глобальной выборки) // Pean Journal of Personality. 2013. № 27 (1). P.51–58.

26. Zack S., Hen M. Academic interventions for academic procrastination: A review of the literature (Академические вмешательства при академической прокрастинации: обзор литературы) // Journal of Prevention & Intervention Community. 2018. № 46 (2). С.117–130.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 36


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)