Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Взаимосвязь самоотношения и суверенности психологического пространства у молодёжи

https://doi.org/10.18384/2949-5105-2024-3-66-81

Аннотация

Цель – изучение взаимосвязи суверенного психологического пространства и самоотношения у молодёжи.
Процедура и методы. Ключевым исследовательским методом стали анкетирование, методика М. Куна и Т. Макпартленда – тест «Кто я?», опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантилеева; опросник «Суверенность психологического пространства личности» С. К. Нартова-Бочавер. Математическая обработка производилась с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Результаты. По результатам эмпирического исследования обнаружены особенности самоотношения у молодёжи, которые различаются в зависимости от сформированности суверенного психологического пространства.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы с целью индивидуального исследования у молодёжи аспекта субъективных представлений для разработки тренингов и коррекционных программ по самоотношению в рамках суверенного психологического пространства.

Об авторе

О. А. Камзина
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва
Россия

Камзина Оксана Анатольевна – старший преподаватель кафедры социальной психологии

443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1



Список литературы

1. Альперович В. Д. Представления личности о других людях в связи с её «Образом мира» и «картиной мира» // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2020. №3 (51). С. 334–343. DOI: 10.15507/2078-9823.051.020.202003.334-346.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 422 с.

3. Брушлинский А. В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. 1997. Т. 18. №2. С. 18–32.

4. Левин К. Теория поля в социальных науках / пер. с. англ. СПб.: Речь, 2000. 368 с.

5. Леонова Т. И. Особенности самоотношения девушек // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022. №1-2. С. 298–306. DOI: 10.28995/2073-6401-2022-1-297-304.

6. Леонтьев Д. А., Моспан А. Н. Картина мира, мировоззрение и определение неопределённого // Мир психологии. 2017. №2 (90). С. 12–19.

7. Мамедова В. Ф. Особенности самоотношения и копинг-стратегий у юношей и девушек // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития: материалы VI Международной научно-практической конференции. Брянск: Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, 2021. С. 62–65.

8. Мартыненко Е. А. Психологическая суверенность личности как состояние границ субъекта // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. №3 (28). С. 349–353. DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0090.

9. Нартова-Бочавер С. К. Психология суверенности: десять лет спустя // М.: Смысл, 2017. 200 с.

10. Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии: монография. М.: Флинта, 2021. 449 с.

11. Нартова-Бочавер С. К., Резниченко С. И., Ковалева А. И. Роль образа дома в адаптации подростков к замещающей семье // Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6. №4. С. 75–89.

12. Нартова-Бочавер С. К., Мухортова Е. А., Ирхин Б. Д. Взаимодействие с миром растений как источник позитивного функционирования человека // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. №2. С. 151–169. DOI: 10.17759/cpp.2020280209.

13. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Издательство Московского университета, 1991. 100 с.

14. Петровский В. А. Субъектность Я в персонологической ретроспективе // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2021. Т. 105. № 1-2. С. 174–194.

15. Петровский В. А. «Мотив границы»: знаковая природа влечения // Мир психологии. 2008. №3. C. 10–26.

16. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. №6. С. 14–22.

17. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Издательство Московского государственного университета, 1983. 284 с.

18. Ткаченко Н. И. Теория установки Д. Н. Узнадзе как система познания закономерностей психической активности человека, его сознания и действий // Прикладная юридическая психология. 2022. №2 (59). С. 121–126.

19. Черкашина А. Г. Особенности самоотношения к образу физического я в зависимости от реальности телесного самовосприятия // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2012. №1 (11). C. 75–91.

20. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

21. Юнг К. Г. Синхронистичность / пер. с нем. М.: Ваклер, 1997. 315 с.

22. Freud A. Child analysis as a sub-speciality of psychoanalysis // The Writings of Anna Freud. NY: International Universities Press. 1971. №7. P. 204–219.


Рецензия

Просмотров: 106


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)