Вовлеченность в использование мобильных устройств как фактор восприятия подростками возможностей искусственного интеллекта
https://doi.org/10.18384/2949-5105-2025-1-109-128
Аннотация
Цель. Поиск взаимосвязи между вовлечённостью в использование мобильных технологий и восприятием подростками возможностей использования искусственного интеллекта (ИИ).
Процедура и методы. В исследовании приняли участие 385 подростков в возрасте от 11 до 18 лет (50,9% – девочки). Использовались методика выявления форм использования мобильных устройств, шкала фаббинга, авторский опросник восприятия возможностей ИИ, методы описательного, сравнительного, корреляционного и факторного анализов.
Результаты. Исследование показало, что характер взаимодействия подростков с новыми цифровыми технологиями опосредован полом, этапом обучения и возрастом владения первым гаджетом. Выявлено, что вовлечённость подростка в использование гаджетов связана с восприятием более широкого спектра возможностей взаимодействия с технологиями ИИ.
Теоретическая и/или практическая значимость обусловлена возможностями учёта результатов при разработке программ сопровождения цифровой социализации школьников.
Ключевые слова
Об авторах
Ю. Л. ПроектРоссия
Проект Юлия Львовна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании
191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48
Е. Б. Спасская
Россия
Спасская Елена Борисовна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольной педагогики
191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48
Список литературы
1. Богачева Н. В., Сивак Е. В. Мифы о «поколении Z» // Современная аналитика образования. 2019. № 1. С. 2–64.
2. Даггэн С. Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО / под ред. С.Ю. Князева; пер. с англ.: А. В. Паршакова. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2020. 45 c.
3. Константинова Л. В., Ворожихин В. В., Петров А. М. Генеративный искусственный интеллект в образовании: дискуссии и прогнозы // Открытое образование. 2023. Т. 27. № 2. С. 36–48. DOI: 10.21686/1818-4243-2023-2-36-48.
4. Королева Д. О. Исследование повседневности современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 55– 61. DOI: 10.17759/jmfp.2016050207.
5. Королева Д. О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205–224. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-205-224.
6. Панов В. И., Борисенко Н. А., Миронова К. В. Поведение подростков в цифровой образовательной среде: к определению понятий и постановке проблемы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. № 3 (39). С. 188–196. DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-3-188-196.
7. Светличный Е. Г., Хамгоков М. М., Шабаев В. В. Совершенствование образовательного процесса в школе с использованием цифровых платформ на основе искусственного интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-2. С. 207–209.
8. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Технологически расширенная личность: разработка и апробация шкалы самоуправления цифровой повседневностью // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2024. № 47 (2). С. 175– 200. DOI: 10.11621/LPJ-24-20.
9. Филькина О. М., Кочерова О. Ю., Бобошко А. В. Гендерные особенности интернетактивности подростков и взаимосвязь с состоянием здоровья и успеваемостью // Вестник Ивановской медицинской академии. 2023. № 28 (4). С. 16–22.
10. Chen C., Zhang K. Z., Gong X. Examining the effects of motives and gender differences on smartphone addiction // Computers in Human Behavior. 2017. № 75. P. 891–902. DOI: 10.1016/j.chb.2017.07.002.
11. Coll C. G., Szalacha L. A. The multiple contexts of middle childhood // The future of children. 2004. № 14 (2). P. 80–97. DOI: 10.2307/1602795.
12. Guan J., Zhang J., Zhang X. The Influence of Generative Artificial Intelligence on High School Students’ Academic Planning – ChatGPT // Lecture Notes in Education Psychology and Public Media. 2023. № 24. P. 205–210. DOI: 10.54254/2753-7048/24/20230705.
13. Hu X, Fang Y, Liang Y. Roles and Effect of Digital Technology on Young Children’s STEM Education: A Scoping Review of Empirical Studies // Education Sciences. 2024. № 14 (4). URL: https://www.mdpi.com/2227-7102/14/4/357 (дата обращения: 10.10.2024). DOI: 10.3390/educsci14040357
14. Humble N., Mozelius P. Artificial intelligence in education - a promise, a threat or a hype? // In: P. Griffiths and M. N. Kabir, ed. Proceedings of the European Conference on the impact of artificial intelligence and robotics / 31 October – 1 November 2019. Oxford: EMNormandie Business School, 2019. P. 149–156.
15. Ibabe I., Albertos A., Lopez-Del Burgo C. Leisure time activities in adolescents predict problematic technology use // European Child and Adolescent Psychiatry. 2023. № 33. P. 279–289. DOI: 10.1007/s00787-023-02152-5.
16. Lim W. M., Gunasekara A., Pallant J. L. Generative AI and the future of education: Ragnarok or reformation? A paradoxical perspective from management educators // The International Journal of Management Education. 2023. № 21 (2). URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 10.10.2024) . DOI: 10.1016/j.ijme.2023.100790.
17. Nah F., Zheng R., Cai J. Generative AI and ChatGPT: Applications, challenges, and AIhuman collaboration // Journal of Information Technology Case and Application Research. 2023. № 25. P. 277–304. DOI: 10.1080/15228053.2023.2233814.
18. Özer M. Potential Benefits and Risks of Artificial Intelligence in Education // Bartın University Journal of Faculty of Education. Vol. 13. № 2. P. 232–244.
19. Rodríguez-Ruiz J. Marín-López I., Espejo-Siles R. Is artificial intelligence use related to self-control, self-esteem and self-efficacy among university students? // Education and Information Technologies. 2024. P. 2–18. DOI: 10.1007/s10639-024-12906-6.
20. Russell A. L. Six Stages for Learning To Use Technology. Research Report No. ED 397832) // Proceedings of selected research and development and presentations at the 1996 national convention of the association for educational communications and technologies. Australia: Queensland University of Technology, 1996. P. 633–643.
21. Skavronskaya L., Hadinejad A., Cotterell D. Reversing the threat of artifi al intelligence to opportunity: a discussion of ChatGPT in tourism education // Journal of Teaching in Travel & Tourism. 2023. № 23 (2). P. 253–258. DOI: 10.1080/15313220.2023.2196658.
22. Skilton M., Hovsepian F. The 4th Industrial Revolution: Responding to the Impact of Artificial Intelligence on Business. Cham: Springer, 2017. 322 p.
23. Xia X., Qin S., Zhang S. Leisure experience and mobile phone addiction: Evidence from Chinese adolescents // Heliyon. 2024. № 10 (3). URL: 10.1016/j.heliyon.2024.e24834 (дата обращения: 10.10.2024).
24. Xiao W., Wu J., Yip J. The relationship between physical activity and Mobile phone addiction among adolescents and young adults: systematic review and Meta-analysis of observational studies // JMIR public health and surveillance. 2022. № 8 (12). URL: https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov (дата обращения: 12.10.2024). DOI: 10.2196/41606.
25. Zhai X., Chu X., Chai C. S. A Review of Artificial Intelligence (AI) in Education from 2010 to 2020 // Complexity. 2021. № 1. P. 2–18. DOI: 10.1155/2021/8812542.