Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Вовлеченность в использование мобильных устройств как фактор восприятия подростками возможностей искусственного интеллекта

https://doi.org/10.18384/2949-5105-2025-1-109-128

Аннотация

Цель. Поиск взаимосвязи между вовлечённостью в использование мобильных технологий и восприятием подростками возможностей использования искусственного интеллекта (ИИ).

Процедура и методы. В исследовании приняли участие 385 подростков в возрасте от 11 до 18 лет (50,9% – девочки). Использовались методика выявления форм использования мобильных устройств, шкала фаббинга, авторский опросник восприятия возможностей ИИ, методы описательного, сравнительного, корреляционного и факторного анализов.

Результаты. Исследование показало, что характер взаимодействия подростков с новыми цифровыми технологиями опосредован полом, этапом обучения и возрастом владения первым гаджетом. Выявлено, что вовлечённость подростка в использование гаджетов связана с восприятием более широкого спектра возможностей взаимодействия с технологиями ИИ.

Теоретическая и/или практическая значимость обусловлена возможностями учёта результатов при разработке программ сопровождения цифровой социализации школьников.

Об авторах

Ю. Л. Проект
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Проект Юлия Львовна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании

191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48



Е. Б. Спасская
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Спасская Елена Борисовна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольной педагогики 

191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48

 



Список литературы

1. Богачева Н. В., Сивак Е. В. Мифы о «поколении Z» // Современная аналитика образования. 2019. № 1. С. 2–64.

2. Даггэн С. Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО / под ред. С.Ю. Князева; пер. с англ.: А. В. Паршакова. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2020. 45 c.

3. Константинова Л. В., Ворожихин В. В., Петров А. М. Генеративный искусственный интеллект в образовании: дискуссии и прогнозы // Открытое образование. 2023. Т. 27. № 2. С. 36–48. DOI: 10.21686/1818-4243-2023-2-36-48.

4. Королева Д. О. Исследование повседневности современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 55– 61. DOI: 10.17759/jmfp.2016050207.

5. Королева Д. О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205–224. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-205-224.

6. Панов В. И., Борисенко Н. А., Миронова К. В. Поведение подростков в цифровой образовательной среде: к определению понятий и постановке проблемы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. № 3 (39). С. 188–196. DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-3-188-196.

7. Светличный Е. Г., Хамгоков М. М., Шабаев В. В. Совершенствование образовательного процесса в школе с использованием цифровых платформ на основе искусственного интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-2. С. 207–209.

8. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Технологически расширенная личность: разработка и апробация шкалы самоуправления цифровой повседневностью // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2024. № 47 (2). С. 175– 200. DOI: 10.11621/LPJ-24-20.

9. Филькина О. М., Кочерова О. Ю., Бобошко А. В. Гендерные особенности интернетактивности подростков и взаимосвязь с состоянием здоровья и успеваемостью // Вестник Ивановской медицинской академии. 2023. № 28 (4). С. 16–22.

10. Chen C., Zhang K. Z., Gong X. Examining the effects of motives and gender differences on smartphone addiction // Computers in Human Behavior. 2017. № 75. P. 891–902. DOI: 10.1016/j.chb.2017.07.002.

11. Coll C. G., Szalacha L. A. The multiple contexts of middle childhood // The future of children. 2004. № 14 (2). P. 80–97. DOI: 10.2307/1602795.

12. Guan J., Zhang J., Zhang X. The Influence of Generative Artificial Intelligence on High School Students’ Academic Planning – ChatGPT // Lecture Notes in Education Psychology and Public Media. 2023. № 24. P. 205–210. DOI: 10.54254/2753-7048/24/20230705.

13. Hu X, Fang Y, Liang Y. Roles and Effect of Digital Technology on Young Children’s STEM Education: A Scoping Review of Empirical Studies // Education Sciences. 2024. № 14 (4). URL: https://www.mdpi.com/2227-7102/14/4/357 (дата обращения: 10.10.2024). DOI: 10.3390/educsci14040357

14. Humble N., Mozelius P. Artificial intelligence in education - a promise, a threat or a hype? // In: P. Griffiths and M. N. Kabir, ed. Proceedings of the European Conference on the impact of artificial intelligence and robotics / 31 October – 1 November 2019. Oxford: EMNormandie Business School, 2019. P. 149–156.

15. Ibabe I., Albertos A., Lopez-Del Burgo C. Leisure time activities in adolescents predict problematic technology use // European Child and Adolescent Psychiatry. 2023. № 33. P. 279–289. DOI: 10.1007/s00787-023-02152-5.

16. Lim W. M., Gunasekara A., Pallant J. L. Generative AI and the future of education: Ragnarok or reformation? A paradoxical perspective from management educators // The International Journal of Management Education. 2023. № 21 (2). URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 10.10.2024) . DOI: 10.1016/j.ijme.2023.100790.

17. Nah F., Zheng R., Cai J. Generative AI and ChatGPT: Applications, challenges, and AIhuman collaboration // Journal of Information Technology Case and Application Research. 2023. № 25. P. 277–304. DOI: 10.1080/15228053.2023.2233814.

18. Özer M. Potential Benefits and Risks of Artificial Intelligence in Education // Bartın University Journal of Faculty of Education. Vol. 13. № 2. P. 232–244.

19. Rodríguez-Ruiz J. Marín-López I., Espejo-Siles R. Is artificial intelligence use related to self-control, self-esteem and self-efficacy among university students? // Education and Information Technologies. 2024. P. 2–18. DOI: 10.1007/s10639-024-12906-6.

20. Russell A. L. Six Stages for Learning To Use Technology. Research Report No. ED 397832) // Proceedings of selected research and development and presentations at the 1996 national convention of the association for educational communications and technologies. Australia: Queensland University of Technology, 1996. P. 633–643.

21. Skavronskaya L., Hadinejad A., Cotterell D. Reversing the threat of artifi al intelligence to opportunity: a discussion of ChatGPT in tourism education // Journal of Teaching in Travel & Tourism. 2023. № 23 (2). P. 253–258. DOI: 10.1080/15313220.2023.2196658.

22. Skilton M., Hovsepian F. The 4th Industrial Revolution: Responding to the Impact of Artificial Intelligence on Business. Cham: Springer, 2017. 322 p.

23. Xia X., Qin S., Zhang S. Leisure experience and mobile phone addiction: Evidence from Chinese adolescents // Heliyon. 2024. № 10 (3). URL: 10.1016/j.heliyon.2024.e24834 (дата обращения: 10.10.2024).

24. Xiao W., Wu J., Yip J. The relationship between physical activity and Mobile phone addiction among adolescents and young adults: systematic review and Meta-analysis of observational studies // JMIR public health and surveillance. 2022. № 8 (12). URL: https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov (дата обращения: 12.10.2024). DOI: 10.2196/41606.

25. Zhai X., Chu X., Chai C. S. A Review of Artificial Intelligence (AI) in Education from 2010 to 2020 // Complexity. 2021. № 1. P. 2–18. DOI: 10.1155/2021/8812542.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 100


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)