Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Обретая символ: обзор исследований символа и символизации в детской психологии

https://doi.org/10.18384/2949-5105-2025-1-6-22

Аннотация

Цель. Анализ наиболее значимых теоретико-экспериментальных исследований символа и символизации в отечественной и зарубежной детской психологии.

Процедура и методы. Анализ осуществлялся в рамках методологии деятельностного подхода в психологии, а также культурно-исторической концепции. Материалом для анализа и обобщения выступили психологические исследования, посвящённые проблеме символизации в разные периоды детства, раскрытию возможностей и функций символа в различных сферах личности детей.

Результаты. Выявлена возрастная динамика развития способности к символизации, показано, что периодом начала становления способности к символизации является уже ранний возраст. На протяжении последующих периодов прослеживаются качественные изменения в способности детей ориентироваться на символ. Показано, что потенциалы символа как средства развития познавательной, социальной и эмоциональной сфер личности детей намного превышают потенциалы знака.

Теоретическая и/или практическая значимость. Обобщён материал по проблеме символизации в детской психологии. Подчёркивается необходимость включения работы с символом в комплексную психолого-педагогическую работу с детьми.

Об авторе

Е. Л. Подзорова
Московский международный университет
Россия

Подзорова Елена Леонидовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики  

125040, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 17



Список литературы

1. Баянова Л. Ф. О психологическом изучении взаимодействия ребёнка и культурного правила // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2014. № 2. С. 8–9.

2. Баянова Л. Ф., Веракса А. Н., Попова Р. Р. О регуляторных функциях дошкольников в контексте нормативной ситуации // Современное дошкольное образование. 2018. № 5 (87). С. 4–15. DOI:10.24411/1997-9657-2018-00017.

3. Брофман В. В., Мастеров Б. М., Текоева З. С. Терапия развитием: опосредствование и окно детских возможностей // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2022. № 4 (112). С. 32–49. DOI:10.24412/2782-4519-2022-4112-32-49.

4. Веракса А. Н. Развитие символизации в детском возрасте и диалектическое мышление // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2013. № 3 (33). С. 298–302.

5. Веракса А. Н., Якупова В. А., Мартыненко М. Символическое опосредствование в познавательной деятельности детей при освоении нового содержания (на примере физических явлений) // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2015. № 3–4. С. 176.

6. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление: логика и психология // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 3. С. 4–12. DOI:10.17759/chp.2019150301.

7. Коконцева Е. В. Взаимосвязь развития наглядно-образного мышления, способности к символическому опосредствованию и диалектического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2014. № 2. С. 114.

8. Крейцер А. В. Л. С. Выготский: знак против символа // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 11. С. 79–82.

9. Лебедева Т. А. Символ как средство развития ценностно-смысловых представлений дошкольников // Психологическая наука и образование. 2011. Т. 3. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n2/41674.shtml (дата обращения: 12.03.2022).

10. Неустроева Е. А. Использование символического потенциала скульптуры в контексте развития творческих способностей детей дошкольного возраста // Педагогика искусства. 2014. № 2. С. 96–100.

11. Овчарова Р. В., Мельникова Н. В. Нравственное развитие ребёнка в дошкольном возрасте на основе освоения базисных этических понятий // Вестник Курганского государственного университета. 2010. № 2 (18). С. 26–30.

12. Перегуда С. Н. Символ и смысл как основа нейропсихологической коррекции // Научный журнал. 2019. № 4 (38). С. 89–101.

13. Перегуда С. Н., Реброва Е. А. Схема проведения коррекционно-развивающего занятия в смысловой нейропсихологии // Научный журнал. 2020. № 1 (46). С. 76–79.

14. Подзорова Е. Л. Исследование особенностей эмоционально-образного предвосхищения в дошкольном возрасте при решении познавательных заданий // Психологическая наука и образование. 2007. Т. 12. № 5. С. 182–192.

15. Поляков А. М. Методика изучения развития символической функции сознания // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 2. С. 59–68. DOI:10.17759/chp.2016120206.

16. Поляков А. М. Развитие сознания в контексте проблемы знакового и символического опосредствования // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18. № 2. С. 4–12. DOI:10.17759/chp.202218020.

17. Потанина Л. Т. Образно-символическое мышление как средство развития ценностно- смысловой сферы личности // Вестник Забайкальского государственного университета. 2012. № 11. С. 38–43.

18. Салмина Н. Г., Звонова Е. В., Цукарзи А. Э. Символическая функция в структуре сознания // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 3. С. 122–140. DOI:10.11621/vsp.2019.03.124.

19. Фёдоров Н. А. Психологические потенциалы символа // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2012. № 2. С. 24–30.

20. Цветков А. В. Символ. Обучение. Деятельность. М.: Издательство Московского государственного областного университета, 2011. 312 с.

21. Шиян О. А. Культурно-историческая традиция в исследовании и развитии творческих способностей дошкольников: детство как обещание // Современное дошкольное образование. 2021. № 3 (105). С. 4–23. DOI:10.24412/1997-9657-2021-3105-4-23.

22. Шиян О. А., Баранова А. А. Детские нарративы как пространство проявления и способ диагностики творческих способностей старших дошкольников // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18. № 1. С. 50–59. DOI:10.17759/chp.2022180105.

23. Apperly I. A., Williams E., Williams J. Three- to Four-Year-Olds’ Recognition That Symbols Have a Stable Meaning: Pictures Are Understood before Written Words // Child Development. 2004. № 5. P. 1510–1522. DOI:10.1111/j.1467-8624.2004.00754.x.

24. DeLoache J. Early Development of the Understanding and Use of Symbolic Artifacts // Wiley-Blackwell Handbook of Childhood Cognitive Development. 2010. № 1. P. 312–336. DOI:10.1002/9781444325485.ch12.

25. Eskritt M., Walsh K. Executive Functioning and External Symbols: The Role of Symbolic Understanding and Psychological Distancing // The Journal of genetic psychology. 2021. Vol. 182. № 2. P. 116–121. DOI:10.1080/00221325.2020.1869682.

26. Salsa A. M., Vivaldi R. A. Del Objeto Al Símbolo: Aspectos Cognitivos Y Sociales Del Conocimiento Infantil Sobre Las Imágenes // Interdisciplinaria: Revista de Psicología y Ciencias Afines. 2012. Vol. 29. № 1. P. 133–149.

27. Sheehan K. J., Ferguson B., Msall C. Forgetting and symbolic insight: Delay improves children’s use of a novel symbol // Journal of experimental child psychology. 2020. Vol. 192. P. 104744. DOI:10.1016/j.jecp.2019.104744.

28. Vallotton C. D., Ayoub C. C. Symbols Build Communication and Thought: The Role of Gestures and Words in the Development of Engagement Skills and Social-emotional Concepts during Toddlerhood // Social Development. 2010. Vol. 19. № 3. P. 601–626. DOI:10.1111/j.1467-9507.2009.00549.x.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 162


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)