Динамические преобразования совладающего поведения в ситуации самоопределения в юношеском возрасте
https://doi.org/10.18384/2949-5105-2024-4-97-109
Аннотация
Цель данной работы заключается в выявлении особенностей динамических преобразований совладающего поведения в ситуации самоопределения в юношеском возрасте.
Процедура и методы. Использовались методики «Размышление о смысле жизни» (H. Niemi), методика Дембо-Рубинштейн (А.М. Прихожан), тест «СЖО» Д.А. Леонтьева, «Способы преодоления критических ситуаций» (E. Heim), «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (N. Endler, J. Parker и др.). Применялся программный пакет статистического анализа (SPSS 21.0) и разнообразные методы статистической обработки.
Результаты. Установлено, что характеристики ситуации самоопределения, соизмеримы с динамикой совладающего поведения юношей. Динамичность копинг-поведения свидетельствует о формировании, более зрелого отношения к ситуации самоопределения.
Теоретическая и практическая значимость. Расширяются научные представления о ситуации самоопределения и динамики совладания. Результаты исследования могут быть использованы в программах психолого-педагогического сопровождения в данный период.
Ключевые слова
Об авторах
Л. И. БершедоваРоссия
Бершедова Людмила Ивановна – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры обшей и практической психологии Института специального образования и психологии,
119261, г. Москва, ул. Панферова, д. 8, к. 2.
Т. Ю. Морозова
Россия
Морозова Татьяна Юрьевна – старший преподаватель кафедры обшей и практической психологии Института специального образования и психологии,
119261, г. Москва, ул. Панферова, д. 8, к. 2
Список литературы
1. Бершедова Л . И ., Морозова Т . Ю . Особенности совладающего поведения студентов в период адаптации к вузовскому образованию // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XV Международной научно-практической конференции / Москва, 25 июня 2022 года . М .: Российский университет дружбы народов, 2022 . С . 241–244 .
2. Божович Л . И . Личность и её формирование в детском возрасте . СПб .: Питер, 2008. 398 с.
3. Бурлачук Л . Ф ., Коржова Е . Ю . Психология жизненных ситуаций . М .: Российское педагогическое агентство, 1998 . 263 с .
4. Выготский Л . С . Психология развития . Избранные работы . М .: Юрайт, 2024 . 281 с .
5. Гинзбург М . Р . Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии . 1988 . №2 . С . 19–27 .
6. Дубровина И . В . Психологическое благополучие школьников . М .: Юрайт, 2023 . 140 с .
7. Журавлев А . Л ., Купрейченко А . Б . Социально-психологическое пространство личности . М .: Институт психологии РАН, 2012 . 496 с .
8. Климов Е . Я . Психология профессионального самоопределения . М .: Академия, 2010 . 301 с .
9. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред . А . Л . Журавлева, Т . Л . Крюковой, Е . А . Сергиенко . М .: Институт психологии РАН, 2008 . 474 с .
10. Либина А . В . Психология совладания . М .: Юрайт, 2024 . 318 с .
11. Нартова-Бочавер С . К . Психология личности и межличностных отношений . М .: Юрайт, 2024 . 262 с .
12. Рубинштейн С . Л . Основы общей психологии . СПб: Питер, 2022 . 720 с .
13. Слободчиков В . И . Со-бытийная образовательная общность – источник развития и субъект образования // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования . Психология развития . 2010 . №2 . С . 3–9 .
14. Толстых Н . Н . Психология подросткового возраста . М .: Юрайт, 2024 . 406 с .
15. Amirkhan J . H . A Factor analytically derived measure of coping: Thе coping strategy indicator // Journal of Personal and Sociological Psyhology .1990 . №59 (5) . P . 1066–1074 .
16. Heim E . Coping and psychosocial adaptation // Journal of Mental Health Counseling . 1988 . №10 . P . 13–44 .
17. Endler N ., Parker J . D . A . Multidimensional assessment of coping: A critical evaluation // Journal of Personality and Social Psychology . 1990 . №58 . P . 844–854 .
18. Folkman S ., Moskowitz J . T . Stress, positive emotion, and coping // Current Directions in Psychological Science . 2000 . №9 (4) . P . 115–118 .