Особенности компонентов установок по отношению к профессиональной деятельности у сотрудников с разным стажем
https://doi.org/10.18384/2949-5105-2024-4-82-96
Аннотация
Цель. Целью статьи является описание исследования особенностей эмоционального и когнитивного компонентов установок по отношению к профессиональной деятельности, деструктивных установок у сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) с различным стажем.
Процедура и методы. В статье проанализированы подходы к определению установок, приведены результаты собственного исследования. При проведении исследования использованы методы опроса, сравнения, проективный метод (методика «Незаконченные предложения»), методы интерпретации результатов и статистического анализа.1
Результаты. Установлено восприятие сотрудниками УИС вне зависимости от стажа среды учреждений как недеструктивной. Выявлено отрицательное отношение к профессии у 25% сотрудников. Обозначено, что с увеличением стажа несколько снижается мотивация деятельности, сотрудники со стажем от 3 до 5 лет ориентированы на успех в служебной деятельности, стремятся к саморазвитию и построению карьеры, в отличие от сотрудников со стажем службы от 10 и более лет, характеризующихся стремлением к выходу на пенсию. Сотрудники с меньшим стажем демонстрируют больше отрицательных установок по отношению к руководству и к осуждённым.
Теоретическая и/или практическая значимость. Обозначена проблема отрицательного отношения к профессии у сотрудников УИС, описаны различия в установках в зависимости от профессионального стажа, представлены практические рекомендации по результатам исследования.
Об авторе
Д. А. КузнецоваРоссия
Кузнецова Дарья Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент, старший преподаватель кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии и пробации,
160002, г. Вологда, ул. Щетинина, д. 2.
Список литературы
1. Болотова В. А. Концептуально-семантический подход к понятию «Установка» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. №9. URL: http://www.publikacia.net (дата обращения: 03 .07 .2024) .
2. Гордеева С. С. Сущность и структура социальной установки в социологии и социальной психологии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология . 2016 . №3 (27) . С. 135–140 . DOI: 10.17072/2078-7898/2016-3-135-140.
3. Гриднева А. А., Коваленко Е. С. Психокоррекция дезадаптивных финансовых установок сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации как факторов формирования кредитомании // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. №5. С. 26–36 . DOI: 10.51522/2307-0382-2023-252-5-26-36.
4. Гусакова В. Н., Улько Е. В. Профессиональные установки личности в контексте её жизненных перспектив // Азимут научных исследований: педагогика и психология . 2019. №3 (28). С. 332–335 . DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0086.
5. Канайкина Н . А . Психологическое сопровождение молодого сотрудника в учреждениях УИС // Теория и практика социогуманитарных наук . 2022. №4 (20). С. 64–69 .
6. Коробов Н. В. Психологические особенности сотрудников, факторы, влияющие на личностный имидж сотрудников УИС // Вестник науки. 2023. №5 (62). С. 361–366 .
7. Кротова Д. Н. Психологическая готовность к профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Антропогогика . 2022 . №2 (6). С. 79–82 .
8. Кученев А . В . К вопросу профессионализации правосознания сотрудника ФСИН России // Пенитенциарная наука . 2018 . №1 (41) . С . 104–110 .
9. Ларионова Л. И. Проблема ресурсного подхода в психолого-педагогической литературе // Психология . Историко-критические обзоры и современные исследования . 2017. Т. 6 . №6А. С. 50–58.
10. Пиюкова С. С. Формирование учебно-профессиональных установок курсантов ведомственных вузов // Вестник Самарского юридического института . 2018. №1 (27). С. 119–124.
11. Полякова Я. Н., Скрипченкова О. В. Оценка профессиональной готовности сотрудников оперативных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы к служебной деятельности // Ведомости УИС . 2022. №2 (237). С. 40–45 . DOI: 10.51522/2307-0382-2022-237-2-40-45 .
12. Пряхина М . В . Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: автореф . дис. … канд. псих. наук. СПб., 2000. 20 с .
13. Пузыревский Р.В., Ткаченко Н. И., Бочарова А. О. Проявления деструктивных установок в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе. 2022. №34. С. 378–382.
14. Самойлик Н. А. Профессиональные ценностные установки сотрудников уголовноисполнительной системы // Приволжский научный вестник . 2016. №5 (57). С. 2–5.
15. Ткач Е. В., Кадукова Р. Р., Тавтилова Н. Н. Особенности психологической готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к современным изменениям и вызовам // Прикладная юридическая психология . 2023 . №3 (64) . С. 82–91. DOI: 10.33463/2072-8336.2023.3(64).082-091.
16. Тхоржевская Л. В., Болдырева Т. А., Болдырев А. В. Прогнозирование профессиональных деструкций личности сотрудников пенитенциарной системы на этапе первичной профессиональной подготовки // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. №2 (151). С. 75–82.
17. Шацкая Е. А. Роль профессиональной подготовки при формировании психологических установок у сотрудников полиции // Полицейская деятельность. 2023. № 3. С. 45–55. DOI: 10.7256/2454-0692.2023.3.40706.
18. Шихирев П . Н . Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979. 229 с.
19. Cervone D., Little B. R. Personality architecture and dynamics: The new agenda and what's new about it // Personality and Individual Differences. 2019. №1. P. 12–23. DOI: 10.1016/j.paid.2017.07.001.
20. Rogers К. R. The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 2007. №44 (3). P. 240–248. DOI: 10.1037/0033-3204.44.3.240.