Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Концепция психолого-педагогического сопровождения цифровой трансформации образовательного процесса вуза (антропоцентрический подход)

https://doi.org/10.18384/2949-5105-2024-3-133-149

Аннотация

Цель. Обоснование авторской концепции психолого-педагогического сопровождения цифровой трансформации образовательного процесса вуза с позиций антропоцентрического подхода в контексте ментальной культуры и духовно-нравственных ценностей современного российского общества.
Процедура и методы. В исследовании применены методы системного анализа, сравнения и обобщения исследований по заявленной проблеме, методы проблематизации и концептуализации. Исследование основано на культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, идеях гуманистической психологии, деятельностном и системном подходах в психологии.
Результаты исследования. Представлены авторское содержание и модель концепции, её теоретико-методологическая основа, психолого-педагогические условия её реализации на субстанциональном, функциональном и результативном уровнях; описаны компоненты и содержание цифровой культуры студентов, условия верификации концепции.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в обосновании необходимости внедрения психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в цифровой образовательной среде, основанной на антропоцентрическом подходе, в условиях создания цифровой культуры второго порядка, с сохранением самоидентичности, ментальности и духовно-нравственных ценностей субъектов образовательного процесса, с сохранением всех коммуникативных компонентов взаимодействия преподавателей и обучающихся, с трансформацией роли преподавателя в роль наставника, минимизацией и профилактикой рисков цифровой трансформации образования, с развитием цифровой психодидактики.

Об авторе

О. В. Ванновская
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Россия

Ванновская Ольга Васильевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и прикладной психологии

196605, г. Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, д. 10



Список литературы

1. Бермус А. Г. Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. №1. С. 1–10. DOI: 10.30853/ped20220003.

2. Божович Л. И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и её значении для современных исследований психологии личности // Вопросы психологии. 1998. №5. С. 108–116.

3. Ванновская О. В. Психолого-педагогические проблемы цифровой трансформации высшего образования в Российской Федерации // Педагогика, психология, общество: от теории к практике. 2022. №1. С. 111–113. DOI: 10.31483/r-105038.

4. Ванновская О. В. Влияние виртуальной реальности на сознание человека с позиций христианской антропологии и современной психологии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2023. №70. С. 90–102. DOI: 10.15382/sturIV202370.90-102.

5. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок. М.: Педагогика-пресс, 1993. 224 с.

6. Гордин А. И., Гордина О. В. Трансгуманизм как следствие возможной тотальной цифровизации образования (опыт психолого-педагогического анализа) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. №4. С. 537–547. DOI: 10.30853/ped210086.

7. Гриншкун В. В. Необходимость удалённого обучения – стимул для формирования и развития цифровой среды образовательной организации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2020. №2 (52). C. 9–17. DOI: 10.25688/2072-9014.2020.52.2.01.

8. Груздев М. В., Тарханова И. Ю. Становление «новой дидактики» педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации // Ярославский педагогический вестник. 2019. №3. С. 47–53. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10415.

9. Гуманистические аспекты взаимодействия субъектов образовательного процесса современного вуза / И. Ю. Елькина, С. В. Есина, Г. Е. Запорожцева, О. А. Комиссарова, Н. А. Рыбакова. М.: Московский университет им. С. Ю. Витте. 2021. 125 с.

10. Долганова О. И., Мирзоян М. В. Многокритериальная оценка готовности вуза к цифровой трансформации // Креативная экономика. 2019. Т. 13. №4. С. 811–826. DOI: 10.18334/ce.13.4.40560.

11. Жигалова О. П. Формирование образовательной среды в условиях цифровой трансформации общества // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14. №2. С. 69–74. DOI: 10.21209/2658-7114-2019-14-2-69-74.

12. Казанцева Л. А., Калиниченко И. А. Педагогические стратегии субъектного подхода в контексте цифровизации образовательного процесса в образовательных организациях МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. №3. С. 162–167. DOI: 10.24412/2658-638Х-2021-3-162-167.

13. Куликова Т. А., Поддубная М. А. Формирование готовности будущего учителя к использованию технологий виртуальной и дополненной реальности в условиях цифровизации образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. №3. С. 172–177.

14. Леонтьев А. Н. Философия психологии: из научного наследия. М.: Издательство Московского университета, 1994. 228 с.

15. Леонтьев Д. А., Ханина И. Б. К проблеме общения в работах А. А. Леонтьева // Культурно-историческая психология. 2011. Т. 7. №1. С. 20–27.

16. Маракушина И. Г., Малыхина Е. В., Поляшова Н. В. Обоснование концепции магистратуры по психолого-педагогическому сопровождению субъектов цифровизации образования // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: сборник научных статей V международно-практической конференции / Ярославль-Минск, 27 апреля 2021 года / под ред. Е. В. Карповой. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. С. 114–117.

17. Монахова Г. А., Монахов Д. Н., Прончев Г. Б. Социальные аспекты трансформации российского образования в условиях цифровизации // Образование и право. 2020. №6. С. 208–214. DOI: 10.24411/2076-1503-2020-10632.

18. Пак Н. И. Ментальный подход к цифровой трансформации образования // Открытое образование. 2021. Т. 25. №5. С. 4–14. DOI: 10.21686/1818-4243-2021-5-4-14.

19. Сергеева М. Г. Исторические предпосылки развития цифровой образовательной среды в российском образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-1. С. 294–298.

20. Степанов С. Ю., Оржековский П. А., Ушаков Д. В. Проблема цифровизации и стратегии развития непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2020. №2 (30). С. 2–15. DOI: 10.15393/j5.art.2020.5684.

21. Технологии психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающие преемственность организации образовательного процесса в условиях реализации современных ФГОС общего образования // Д. В. Лубовский, И. Б. Умняшова, А. Ю. Шеманов, Е. В. Самсонова. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2017. 168 с.

22. Эльконин Д. Б. Размышления о перестройке советской системы образования // Вопросы образования. 2008. №2. С. 5–32.

23. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: Владос, 2006. 239 с.

24. Bates A. W. Teaching in a Digital Age. Guidelines for designing teaching and learning. Columbia: Bccampus, 2019. 518 p.

25. Gonzalez L., Ozuna C. S. Troublesome knowledge: Identifying barriers to innovate for breakthroughs in learning to teach online // Online Learning. 2021. №25 (3). P. 81–96. DOI: 10.24059/olj.v25i3.2641.

26. Parker J. Palmer, Dwight E. Neuenschwander. The Courage to Teach: Exploring the Inner Landscape of a Teacher’s Life // American Journal of Physics. 2020. №68 (1). P. 93–95. DOI: 10.1119/1.19401.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 112


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)