Психологические особенности волевой сферы личности с различным уровнем рекламной суггестивности
https://doi.org/10.18384/2949-5105-2024-4-38-50
Аннотация
Цель. Выявить психологические особенности волевой сферы личности с различным уровнем рекламной суггестивности.
Процедура и методы. В исследовании приняли участие 150 респондентов: 65 мужчин и 85 женщин в возрасте от 16 до 40 лет. Использовались следующие методы и методики: констатирующий эксперимент (методика «Волевые качества личности» М. В. Чумакова, методика «Опросник волевого самоконтроля» А. Г. Зверкова и Е. В. Эйдмана, авторский исследовательский опросник «Рекламная суггестивность личности»); методы математико-статистической обработки данных (частотный анализ, Н-критерий Крускалла-Уоллиса, корреляционный анализ). В ходе исследование было использовано прикладное программное обеспечение «SPSS 22.0» и «MS Excel 2021».
Результаты. Выявлено, что что для респондентов, склонных к рекламной суггестивности, характерны низкая степень выраженности таких волевых качеств как самостоятельность, выдержка, индекс волевой саморегуляции, индекс настойчивости и индекс самообладания.
Теоретическая и практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы практическими психологами в ходе сопровождения процесса медиасоциализации личности.
Об авторе
Р. И. ЗекерьяевРоссия
Зекерьяев Руслан Ильвисович – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии,
295015, г. Симферополь, пер. Учебный, д. 8
Список литературы
1. Баскакова А. С. Влияние ценностных ориентаций на процесс трансформации рекламы как коммуникационной системы современного общества // Система ценностей современного общества. 2012. № 22. С. 195–200.
2. Веклич М.А. Психологические особенности волевой сферы личности, подверженной рекламной суггестии // Обществознание и социальная психология. 2023 №1–3 (45) С.67–76.
3. Гарипова Г. Р. Влияние современной рекламы на формирование информационной картины мира // Общество: философия, история, культура. 2023. № 8(112). С. 94–98.
4. Зекерьяев Р. И. Рекламная суггестивность личности в современном медиапространстве. Симферополь: ИП Хотеева Л. В., 2024. 152 с.
5. Козловская И. В., Лепехина И. В. Влияние рекламы на поведение человека // PR и реклама: традиции и инновации. 2011. № 6–2. С. 83–84.
6. Коломиец В. П. Телевизионная реклама как средство конструирования смыслов // Мир России. Социология. Этнология. 1997. № 1. С. 29–54.
7. Кузьмина О. В., Марков А. П. Антропоцентрированный характер рекламного дискурса // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. С. 383.
8. Лыткин С. В. Влияние интернет–рекламы на поведение потребителей // ИТ Арктика. 2022. № 2. С. 29–36.
9. Ромодина А. М., Гизатуллина А. А., Никулин В. А. Влияние рекламы на пользователей, совершающих покупки через интернет // Управление в современных системах. 2019. № 3(23). С. 23–26.
10. Ульянина О. А. Проблема влияния рекламы на формирование ценностных ориентаций и интересов современного общества: социологический анализ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: исследования молодых ученых. 2010. № 8–1. С. 65–68.
11. Akbari M. Different impacts of advertising appeals on advertising attitude for high and low involvement products // Global Business Review. 2015. Vol. 16(3)/ P. 478-493.
12. Norman M. V., McFarlane-Alvarez S. Beyond colorblindness in advertising education: multiculturalism and advertising pedagogy since the 2020 racial reckoning // Journal of Advertising Education. 2023. Vol. 27(2). P. 91-100.
13. Srivastava R., Gupta P. Research on unhealthy food and beverages advertising targeting children: Systematic literature review and directions for future research // Australian Journal of Management. 2022. Vol. 47(4). P. 749-772.