Особенности внутренней позиции взрослого в контексте институциональных требований на разных этапах юношеского возраста
https://doi.org/10.18384/2949-5105-2024-3-114-132
Аннотация
Цель. Проанализировать становление внутренней позиции взрослого в контексте институциональных требований к учащимся на разных этапах юношеского возраста.
Процедура и методы. Эмпирическое исследование проводилось в два этапа. Для изучения представлений учащихся о социальной ценности профессий использованы авторский опросник и процедура ранжирования. Выборку составили 324 респондента (169 юношей и 155 девушек), обучающихся в колледжах и вузах (бакалавриат) гг. Москвы, Долгопрудного, Одинцово, Челябинска, Орска. Для определения уровня потребности в достижении успеха применён тест-опросник Ю. М. Орлова «Потребность в достижении цели». На этом этапе в исследовании приняли участие студенты колледжей Москвы и Московской области (208 человек: 113 девушек и 95 юношей) и Уральского экономического района (148 человек: 91 девушка и 57 юношей), а также студенты Челябинского государственного университета (191 человек: 139 девушек и 52 юноши). Общая выборка составляет 547 человек. Обработка эмпирических данных осуществлена с помощью статистического пакета SPSS 23.0.
Результаты. Показано, что в 16–18-летнем возрасте внутренняя позиция взрослого только начинает складываться, а в период ранней взрослости (19-21 год) она обретает признаки зрелости. Этому способствует не только психологическое взросление молодых людей, но и более сильное давление институциональных требований, определяющих их социальный статус среди взрослых и ответственных людей.
Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённое исследование вносит вклад в разработку теоретических представлений о факторах, определяющих становление внутренней позиции взрослого в юношеском возрасте. Его результаты будут полезны при подготовке и повышении квалификации педагогов-психологов и педагогических кадров, занятых в сфере обучения и воспитания учащихся юношеского возраста, в практической деятельности психологической службы образовательных учреждений.
Об авторах
А. Д. АндрееваРоссия
Андреева Алла Дамировна – кандидат психологических наук, заведующий лабораторией
125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4
А. Г. Лисичкина
Россия
Лисичкина Алёна Геннадьевна – научный сотрудник
125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4
Список литературы
1. Андреева А. Д. Детство в субъективных представлениях современных взрослых и подростков о жизненных циклах // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. Т. 13. №1. С. 42–51.
2. Андреева А. Д. Психологический образ собственного будущего у старшеклассников и студентов колледжа // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14. №2. С. 3–18. DOI: 10.17759/psyedu.2022140201.
3. Андреева А. Д., Бегунова Л. А., Лисичкина А. Г. Особенности внутренней позиции взрослого у современных учащихся раннего юношеского возраста // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28. №2. С. 58–69. DOI: 10.17759/pse.2023280205.
4. Андреева А. Д., Лисичкина А. Г., Бримова Л. А. Временная и жизненная перспектива как мотивационный центр самоопределения в ранней юности: сравнительно-историческое исследование // Теоретическая и экспериментальная психология. 2021. Т. 17. №1. С. 6–15.
5. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
6. Бурлаченко Д. С. Ценностные представления учащейся молодёжи: ориентации, мнения, оценки // Вестник Камчатского государственного технического университета. 2010. №12. С. 43–51.
7. Валиуллина Е. В. Потребность в достижении успеха и эмоциональность личности // Концепт. 2019. №9. С. 54–59. DOI: 10.24411/2304-120X-2019-12036.
8. Гуткина Н. И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследование) // Культурноисторическая психология. 2007. №2. С. 62–74.
9. Изучение мотивационной сферы у студентов-первокурсников / Е. Л. Бережковская, Т. С. Новикова, И. А Перелыгина, А. М. Прихожан // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2014. №20 (142). С. 111–133.
10. Лисичкина А. Г. Особенности становления профессиональных установок у учащихся старшего подросткового и раннего юношеского возраста (сравнительный анализ) // Актуальные проблемы психологического знания. 2022. №2. С. 53–61. DOI: 10.51944/20738544_2022_2_53.
11. Лисичкина А. Г., Трушина И. А., Емельянова Л. А. Представления юношей и девушек о жизненных достижениях и успешности в контексте профессионального самоопределения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2023. №2. С. 87–98. DOI: 10.18384/2310-7235-2023-2-87-98.
12. Лубовский Д. В. Динамика развития и феноменология внутренней позиции у современных младших школьников // Психологическая наука и образование. 2014. №1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Lubovskiy.phtml (дата обращения: 23.01.2024)
13. Лубовский Д. В. Понятие внутренней позиции: культурно-историческая перспектива изучения личности школьника // Культурно-историческая психология. 2008. Т. 4. №1. С. 2–8.
14. Марцинковская Т. Д., Полева Н. С. Поколения эпохи транзитивности: ценности, идентичность, общение // Мир психологии. 2017. №1 (89). С. 24–37.
15. Назаренко В. В. Развитие мотивационной сферы детей 5–7 лет: дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 175 с.
16. Озерина А. А. Профессиональная идентичность студентов бакалавриата: дис. … канд. психол. наук. Волгоград, 2012. 215 с.
17. Орлов Ю. М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: дис. … д-ра. психол. наук. М., 1984. 525 с.
18. Поваренков Ю. П. Системогенетический анализ профессионального развития личности // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2. №4. С. 4–39.
19. Потребность в достижении у лиц молодого возраста / И. М. Улюкин, Н. В. Киселева, Д. В. Костин, А. В. Березовский, Е. С. Орлова // Вестник Российской Военно-медицинской академии. 2019. Т. 21. №2. C. 129–132. DOI: 10.17816/brmma25932.
20. Родыгина У. С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. Т. 12. №4. С. 39–51.
21. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 1998. 128 с.
22. Темнова Л. В., Тезина Е. И. Кидалтинг как социальный феномен // Теория и практика общественного развития. 2018. №12 (130). С. 30–34. DOI: 10.24158/tipor.2018.12.4.
23. Тихомандрицкая О. А., Рикель А. М. (Не)взрослое поколение: модель исследования поколенческой относительности оценки взрослости // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. Т. 19. С. 209–232.
24. Толстых Н. Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. №4. С. 7–24.
25. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: Структура, генезис и условия становления: дис. … д-ра. психол. наук. М., 2001. 327 с.
26. Arnett J. J. Emerging adulthood: The winding road from the late teens through the twenties. NY.: Oxford University Press, 2015. 385 p.