Психологическое состояние личности с кризисным профилем
https://doi.org/10.18384/2949-5105-2024-3-36-48
Аннотация
Цель. Выявить особенности критического состояния личности с кризисным профилем.
Процедура и методы. В процессе проведения эмпирического исследования использовались следующие методы: общетеоретические методы; эмпирические методы, в которые входят следующие методики: опросник «Переживание психологического кризиса личностью» (С. В. Духновский), методика «Определение состояния фрустрации» (В. В Бойко), методика «Определение уровня стресса» (Ю. В. Щербатых), методика «Уровень внутриличностной конфликтности» (А. И. Шипилов). Также были использованы математические методы статистической обработки информации: методы описательной статистики; статистический U-критерий – Критерий Манна-Уитни для выявления значимости различий.
Результаты. В результате исследования были получены данные о выраженности критических состояний у испытуемых. На основании результатов, полученных при использовании опросника «Переживание психологического кризиса личностью» (С. В. Духновский), были выявлены две эмпирические группы: испытуемые с ярко выраженным кризисным профилем и субъекты со слабо выраженным кризисным профилем. У лиц с выраженным кризисным профилем было выявлено состояние эмоционального дисбаланса, пессимистическая и демобилизационная реакция, состояние дезорганизации и негативный образ себя. Было установлено, что в группе испытуемых с высокими показателями по кризисному профилю более выражен уровень стрессового состояния и уровень фрустрации. Показатели внутриличностного конфликта у обеих эмпирических групп находятся практически на равном уровне, различия не значимы.
Практическая значимость. Полученные в исследовании результаты расширяют представление о психическом состоянии индивида и могут быть использованы в индивидуальной и групповой консультативной работе с личностями, обладающими кризисным профилем. Результаты эмпирического исследования также могут быть взяты за основу разработки программы по выведению субъекта из психологического кризиса с учётом выраженности его кризисного состояния.
Об авторах
И. В. МихайловаРоссия
Михайлова Ирина Викторовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики
432000, Ульяновская обл., г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, д. 42
С. А. Китаев
Россия
Китаев Семен Александрович – лаборант кафедры психологии и педагогики
432000, Ульяновская обл., г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, д. 42
Список литературы
1. Аврамова Т. И. Исследование фрустраций у студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 274–279.
2. Василюк Ф. Е. Психология переживания: монография. М.: Издательство Московского университета, 1984. 200 с.
3. Грамотунова Н. К. Кризис идентичности как важная психологическая проблема студентов-мигрантов // Символ науки: международный научный журнал. 2017. Т. 2. №1. С. 218–220.
4. Духновский С. В. Отношение к себе как профессионалу у педагогов с разным «кризисным профилем» личности // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. №3. С. 169–178.
5. Евсеева Я. В. Пожилые люди во время пандемии COVID-19 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. 2021. №2. С. 75–93. DOI 10.31249/rsoc/2021.02.07.
6. Золотухина Е. Д., Минахметова А. З. Исследование учебного стресса в жизни студентов // NovaUm.Ru. 2019. №17. С. 471–474.
7. Кумар С., Джаячандра С., Кодидала С. Р. Уровни депрессии, тревоги и стресса среди студентов-медиков и стоматологов: перекрёстное исследование // Сибирский научный медицинский журнал. 2022. №42 (2). P. 39–43.
8. Мамонова Е. Б., Подтесова С. И. Особенности самоактуализации личности в период кризиса тридцати лет // Нижегородский психологический альманах. 2021. №1. С. 90–99.
9. Медведева К. О. Подходы к изучению переживания как психологической категории в отечественной и зарубежной психологии // Вестник науки и творчества. 2022. №9 (81). С. 19–26.
10. Музыченко М. А. Психологическая помощь в кризисных ситуациях // Обществознание и социальная психология. 2023. №10-4 (53). С. 58–61.
11. Османова М. А., Сарипбекова А. Т. Психология кризисных состояний // Вестник науки Южного Казахстана. 2022. №1 (17). С. 217–221.
12. Хрусталева М. Н. Роль конфликта в психическом здоровье человека // Инновационная наука. 2021. №8-1. С. 84–86.
13. Baxşalıyev A. E., Axundova S. M., Isayeva K. K. Stress, onu törədən amillər və mikroorqanizmlər stress şəraitində // Elmi xəbərlər. Təbiət və Texniki Elmlər Bölməsi. 2022. Vol. 22. №2. P. 59–63.
14. Frustration in the life of students / A. K. Namazov, N. A. Ragozina, A. V. Mukhina, L. V. Shamray, N. V. Mejidov // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2022. T. 17. №3. C. 1320–1325.
15. Schiavone S. R., Vazire S. Reckoning With Our Crisis: An Agenda for the Field of Social and Personality Psychology // Perspectives on Psychological Science. 2023. Vol. 18. №3. P. 710–722.