Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Проблема смысла жизни в практике психологического консультирования

https://doi.org/10.18384/2949-5105-2024-2-88-102

Аннотация

Цель. Рассмотреть характеристики психологического феномена системы смысложизненных пластов с оценкой его коррекционно-педагогического и воспитательного потенциала.

Процедура и методы. Ключевой метод исследования содержания феномена – контентанализ. Для оценки уровня феномена системы смысложизненных пластов и его потенциала использовались корреляционный анализ, наблюдение и качественный анализ диалогов в практической консультативной работе.

Результаты. Показано, что система смысложизненных пластов отражает представленный в сознании индивида феномен смысла жизни. Эта система является своего рода каркасом, при наполнении конкретными смыслами становится широтой диапазона смысла жизни и обеспечивает прочность и устойчивость этого надличностного образования. Обращение к проблеме смысла жизни имеет выраженный психотерапевтический эффект.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в теоретическом обосновании системного подхода к пониманию феномена смысложизненных ориентаций и выявлению в нём конкретных содержательных элементов. Долгосрочное наблюдение за сопровождением клиентов в процессе становления и развития системы смысложизненных пластов позволило выявить основные этапы в этой работе и обозначить их конкретное практическое содержание.

Об авторе

Е. В. Мартынова
Высшая Школа психологического консультирования
Россия

Мартынова Елена Владимировна – кандидат психологических наук, директор, доцент кафедры возрастной психологии и семейного консультирования Московского института психоанализа 

105187, г. Москва, ул. Ткацкая, д. 46 



Список литературы

1. Карпинский К. В. Психологическая концепция смысла жизни В. Э. Чудновского // Психология смысла жизни: школа В. Э. Чудновского / под ред. Т. А. Поповой, Н. Л. Карповой, Г. А. Вайзер, К. В. Карпинского. 2-е изд., стер. М.: Смысл, 2021. С. 365–375.

2. Карпинский К. В. Развитие смысла жизни в онтогенезе: основные психологические закономерности // Психология смысла жизни: школа В. Э. Чудновского / под ред. Т. А. Поповой, Н. Л. Карповой, Г. А. Вайзер, К. В. Карпинского. 2-е изд., стер. М.: Смысл, 2021. С. 375–391.

3. Мартынова Е. В. Индивидуальное психологическое консультирование: Теория, практика, обучение. М.: Генезис, 2016. 382 с.

4. Мартынова Е. В. Смысложизненные ориентации как фактор личностной подготовки к профессиональной деятельности // Психология смысла жизни: школа В. Э. Чудновского / под ред. Т. А. Поповой, Н. Л. Карповой, Г. А. Вайзер, К. В. Карпинского. 2-е изд., стер. М.: Смысл, 2021. С. 522–534.

5. Марцинковская Т. Д. Психологическая концепция С. Л. Рубинштейна в контексте идей И. В. Гёте и В. И. Вернадского // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Т. 10. № 1. С. 7–17.

6. Никоноров В. М. Системы, сущность и свойства // Российское предпринимательство. 2015. № 16. С. 2499–2508.

7. Теплов В. П. Базовые философские категории системного анализа // Journal of Siberian Medical Sciences. Философия, этика, религиоведение. 2006. № 1. С. 1–6.

8. Чудновский В. Э. О смысле и бессмыслице нашей жизни (проблема действенности феномена смысла жизни) // Психология смысла жизни: школа В. Э. Чудновского / под ред. Т. А. Поповой, Н. Л. Карповой, Г. А. Вайзер, К. В. Карпинского. 2-е изд., стер. М.: Смысл, 2021. С. 50–56.

9. Чудновский В. Э. Рефлексия как фактор становления смысложизненных ориентаций // Психология смысла жизни: школа В. Э. Чудновского / под ред. Т. А. Поповой, Н. Л. Карповой, Г. А. Вайзер, К. В. Карпинского. 2-е изд., стер. М.: Смысл, 2021. С. 154–164.

10. Чудновский В. Э. Смысл жизни: некоторые итоги исследования // Психология смысла жизни: школа В. Э. Чудновского / под ред. Т. А. Поповой, Н. Л. Карповой, Г. А. Вайзер, К. В. Карпинского. 2-е изд., стер. М.: Смысл, 2021. С. 103–130.


Рецензия

Просмотров: 105


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)