Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Смыслогенерирующее творчество: влияние артлогометодов на самооценку студентов

https://doi.org/10.18384/2949-5105-2024-2-68-87

Аннотация

Цель. Исследование влияния смыслогенерирующего творчества, артлогометодов на самооценку личности студентов при проведении развивающей программы.

Процедура и методы. Рассмотрен феномен смыслогенерирующего творчества, артлогометодов. Проведён анализ научных работ и эмпирического материала по исследованию феномена самооценки. Проведён констатирующий и формирующий эксперименты, изучена динамика самооценки у молодых людей. Экспериментальное исследование проведено на выборке студентов московских вузов. Для его проведения были применены методики: «Тест-опросник самоотношения» (МИС) (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев); «Методика личностного дифференциала» (НИПНИ, 1983), «Шкала самооценки М. Розенберга» (RSES) (адаптация А. А. Золотаревой); «Артлоготерапевтическое и диагностическое упражнение «Драгоценность». (Т. А. Попова), – применены первичные описательные статистики, проверка нормальности распределения данных (критерий Колмогорова-Смирнова), статистическое сравнение двух независимых выборок (непараметрический U-критерий МаннаУитни), статистическое сравнение двух связных выборок (непараметрический Т-критерий Вилкоксона). Основное содержание исследования включает анализ влияния артлоготерапевтической групповой работы на самооценку и самоотношение респондентов, рассматриваются закономерности группового взаимодействия.

Результаты. Данное исследование представляет собой попытку осмысления эффективности применения смыслогенерирующего творчества, методов артлоготерапии для корректировки самооценки личности в рамках краткосрочной групповой программы. Использование методов артлоготерапии для корректировки самооценки потенциально может представлять собой более эффективный и интересный для клиентов подход, который может способствовать быстрой и долгосрочной коррекции самооценки у клиентов. По итогам исследования сделан вывод о положительном характере динамики самоуважения, саморуководства, позитивного отношения к себе участников краткосрочной программы.

Теоретическая и/или практическая значимость. Работа вносит вклад в дополнение теоретического определения смыслогенерирующего творчества, артлоготерапии, артлогометодов, полученные эмпирические результаты проведённого исследования могут быть применены в рабочей практике специалистов помогающих профессий, в частности: психологов-консультантов, педагогов, врачей-психотерапевтов, психиатров, социальных работников и т. д. Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности применения другими специалистами разработанного комплекса артлоготерапевтических упражнений в групповой программе по работе с самооценкой.

Об авторе

Т. А. Попова
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований ; Московский институт психоанализа
Россия

Попова Татьяна Анатольевна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии, доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования, руководитель магистерской про граммы «Арт-терапия в психологическом консультировании и развитии личности»

125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4 

121170, г. Москва, Кутузовский пр-т, д. 34, стр. 14 



Список литературы

1. Гуружапов В. А. Смыслопорождающие системы понимания искусства детьми младшего школьного и подросткового возраста (на материале живописи и графики): дис. … докт. психол. наук. М., 2002. 255 с.

2. Джеймс У. Психология самосознания / пер. с англ. Самара: Барах-м, 2003. 672 с.

3. Золотарева А. А. Валидность и надёжность русскоязычной версии шкалы самооценки М. Розенберга // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2020. № 2. С. 52–57.

4. Леонтьев А. Н. Эволюция, движение, деятельность. М.: Смысл, 2012. 950 с.

5. Леонтьев Д. А. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт // мир психологии. 2014. № 1. С. 104–117.

6. Попова Т. А. Я-экзистенциальное как психологическая основа формирования смысла жизни // Психологические проблемы смысла жизни и акме: электронный сборник материалов XVII симпозиума / под ред. Г. А. Вайзер, Н. В. Кисельниковой, Т. А. Поповой. М.: Психологический Институт РАО, 2012. С. 210–216.

7. Попова Т. А. Артлоготерапия: раскрытие ценностей творчества и смысла // Психологические проблемы смысла жизни и акме: электронный сборник материалов XXV международного симпозиума / отв. ред.: Г. А. Вайзер, Т. А. Попова. М.: Психологический институт РАО, 2021, С. 221–225.

8. Попова Т. А., Кильдишова А. С. Идеографические и номотетические методы исследования типа рефлексии и уровня креативности в подростковом возрасте. Практика применения арт-логотерапии // Познание и переживание. 2023. Т. 4. № 3. С. 70–91.

9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Клиент-центрированная психотерапия: теория, современная практика и применение / пер. с англ. М.: Издательство Института психотерапии, 2007. 560 с.

10. Фетискин Н. П., Козлов В. В., мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Издательство Института психотерапии, 2002. 362 с.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла / пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. 372 с.

12. Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания / пер. с англ. М.: Смысл, 2021. 114 с.

13. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1986. 80 с.

14. Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни: избранные труды. М.: МСПИ, 2006. 768 с.

15. Чудновский В. Э. К вопросу о необходимости учебного курса формирования смысложизненных ориентаций старшеклассников // Вестник московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2015. № 1. С. 66–72.

16. Якоби М. Стыд и истоки самоуважения / пер. с англ. М.: Институт аналитической психологии, 2001. 252 с.

17. Kegan R. Making meaning: the constructive-developmental approach to persons and practice // The Personnel and Guidance Journal. № 58 (5). P. 373–380.

18. Postman N., Weingartner C. Teaching as a subversive activity. New York: Delacorte Press, 1969. 129 p.

19. Rosenberg M. Self-Esteem Scale // Measures of Social Psychological Attitudes. Michigan: Institute for Social Research, 1972. P. 98–101.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 116


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)