Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ В КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРАХ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2021-4-145-157

Аннотация

Цель. Выявить индивидуально-психологические особенности подростков с разными предпочтениями в компьютерных играх. В статье отмечается, что разделение игр на такие жанры как «шутеры», «гонки», «квест», «стратегии», «ролевые» и «онлайн-игры» развивает различный спектр навыков, свойств и психологических качеств подростков.Авторами рассматриваются специфика игровой компьютерной деятельности, выбор жанров компьютерных игр подростками, а также описано положительное и отрицательное влияние компьютерных игр на их поведение. Процедура и методы. В статье рассматриваются связи показателей индивидуально-психологических особенностей подростков, полученные и проанализированные с помощью метода анкетирования (этот тип сбора данных был посвящён особенностям характера игровой активности), а также с помощью следующих методик: опросника «Подростки о родителях» (в адаптации Л. И. Вассерманова, И. А. Горьковой, Е. Е. Роминициной); «Диагностики межличностных отношений» (Т. Лири); «Методики исследования самооценки личности» (С. А. Будасси). Результаты. Анализ связи показателей индивидуально-психологических особенностей подростков с разными предпочтениями в компьютерных играх показали, что наибольшее влияние в формировании тенденции к излишней видеоигровой деятельности оказывают такие факторы, как выраженная враждебность родителей к подросткам и недостаточный позитивный интерес; в контексте отношений со сверстниками такими факторами являются доминирование, подозрительность и эгоистичность. Также было установлено, что подростки, играющие до 3 часов в сутки на смартфонах, увлекаются мобильными играми, в которые играют в перерыве между делами, при поездке в транспорте; они обычно не делают видеоигровую деятельность своим основным или важным хобби, а уделяют время на игру в перерывах между основными видами занятий. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты анализа и систематизации теоретического материала и проведения эмпирического исследования индивидуально-психологических особенностей подростков с разными предпочтениями в компьютерных играх могут быть использованы для своевременной диагностики личностного развития подрастающего поколения с целью гармонизации поведения. Разработка программ личностного роста подростков и психологических рекомендаций для родителей подростков «группы риска» по формированию компьютерной зависимости даст возможность избежать девиантного поведения.

Об авторах

М. М. Мишина
Московский государственный областной университет
Россия


К. А. Воробьева
Российский государственный гуманитарный университет
Россия


Список литературы

1. Войскунский А. Е., Петренко В. Ф., Смыслова О. В. Мотивация хакеров: психосемантическое исследование // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1. С. 104-118.

2. Волков А. Н. Стратегии преодоления Интернет-зависимости в подростковой среде // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Краснодар, 8 декабря 2016 г. / под ред. А. А. Тагановой, С. А. Павловой, И. С. Нестеренко, Н. А. Деевой, А. С. Бондаренко, А. С. Осиповой. Краснодар, Краснодарский университет МВД России, 2008. С. 144-150.

3. Воробьева К. А. Воздействие демонстрации в СМИ сцен насилия на развитие личности подростков // Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал. 2019. № 5. С. 37-43.

4. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / Хрестоматия по детской психологии от младенца до подростка. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 656 с.

5. Грушина А.А., Данилова М. В. Влияние СМИ на личность подростка // Молодой учёный. 2018. № 3 (189). С. 162-164.

6. Ениколопов С. Н. Массовая коммуникация и проблема насилия [Электронный ресурс] // Экология и жизнь. URL: http://www.ecolife.ru/zhurnal/articles/25570/ (дата обращения: 11.07.2021).

7. Ершова И. А., Чудинов Т. А., Пермякова М. Е. Личностные особенности подростков с разными стадиями компьютерной зависимости // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: проблемы образования, науки и культуры. 2016. № 2. С. 91-98.

8. Кочетков Н. В., Воложаева Е. Н. Взаимосвязь увлечённости онлайн-играми и мотивации к обучению разностатусных школьников // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 4. С. 34-42.

9. Макалатия А. Г., Матвеева Л. В. Субъективные факторы притягательности компьютерных игр для детей и подростков // Национальный психологический журнал. 2017. № 1 (25). С. 15-24.

10. Мишина М. М., Григорьева С. И., Губанов А. В. Интернет-зависимость и переживание одиночества современным молодым человеком // Гуманитарное пространство. 2018. Т. 7. № 3. С. 504-514.

11. Пахомова В. Г. Детско-родительские отношения как фактор развития игровой активности младшего школьника в поле игровой виртуальной реальности // Российский психологический журнал. 2016. №1. C. 105-112.

12. Собкин B. C., Евстингеева Ю. М. Особенности интереса учащихся к компьютерным играм: жанровые предпочтения // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий: материалы международной интернет-конференции. Москва, 20 марта 2001 г. / под ред. А. Е. Войскунского. М.: Моск. общ. науч. фонд, 2001. С. 26-35.

13. Фальков А. И. Ребёнок и компьютер // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 2000. № 4. С. 14.

14. Фомичева Ю. В., Шмелев А. Г., Бурмистров И. В. Психологические корреляты увлечённости компьютерными играми // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1991. № 3. С. 27-39.

15. Grusser S. M., Thalermann R., Griffiths M. D. Excessive computer game playing: evidence for addiction and aggression? // CyberPsychology & Behavior. 2007. Vol. 10. № 2. P. 290-292.

16. Schutter B. D. Never too old to play: The appeal of digital games to an older audience // Games and Culture. 2011. T. 6. № 2. P. 155-170.


Рецензия

Просмотров: 294


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)