Психологические особенности жертв и инициаторов, включённых в буллинг-структуру
https://doi.org/10.18384/2949-5105-2024-3-21-35
Аннотация
Цель. Проанализировать особенности личности жертв и инициаторов, включённых в буллинг-структуру.
Процедура и методы. С помощью методов и методик были исследованы следующие показатели: для выявления наличия и выраженности когнитивных искажений был использован опросник И. С. Лучинкиной «Когнитивные искажения в ходе интернет-общения»; использована методика В. Бойко для диагностики типа коммуникативной установки; «Опросник суицидального риска» в модификации Т. Н. Разуваевой предназначен для диагностики суицидального риска.
Результаты позволяют выделить три подгруппы подростков с учётом их ролевой позиции в буллинг структуре: 1) группа инициаторов, которой присущи когнитивные искажения по типу дихотомического мышления и навешивания ярлыков. По параметрам особенностей коммуникации со сверстниками и коммуникативных установок выявлены – открытая жестокость и обоснованный негативизм. По параметрам суицидальных намерений выявлены – демонстративность, слом культурных барьеров, максимализм, высокий антисуицидальный фактор; 2) помощники, которым присущи когнитивные искажения по типу катастрофизации. По параметрам коммуникативных установок у респондентов этой группы выявлена открытая жестокость. Свойственны максимализм и высокий антисуицидальный фактор; 3) жертвы, которым присущи такие когнитивные искажения, как дихотомическое мышление и эмоциональное обоснование. По параметрам особенностей коммуникации были обнаружены установки по типу открытой жестокости, обоснованного негативизма и негативного личного опыта. Присущи демонстративность, аффективность, уникальность, слом культурных барьеров и высокий антисуицидальный фактор.1
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в раскрытии проблемы профилактики буллинга в социальных группах, которая по-прежнему остаётся актуальной, но ещё недостаточно изученной. Существующие подходы обычно учитывают особенности развития группы, где происходят случаи буллинга. Однако индивидуальные особенности личности, находящейся в ситуации буллинга, часто не учитываются вообще или учитываются недостаточно. Изучение индивидуальных особенностей личности может помочь в разработке более эффективных методов профилактики буллинга.
Об авторах
И. С. ЛучинкинаРоссия
Лучинкина Ирина Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
295015, Республика Крым, г. Симферополь, пер. Учебный, д. 8
А. Э. Фазилова
Россия
Фазилова Алие Эльдаровна – аспирант кафедры психологии
295015, Республика Крым, г. Симферополь, пер. Учебный, д. 8
Список литературы
1. Болтунова А. И. Особенности межличностного общения среди подростков // Молодой учёный. 2014. №1. С. 492–494.
2. Волкова И. В. Подростковый буллинг и стиль общения педагога // Научное мнение. 2018. №5. С. 56–63.
3. Волкова Е. Н., Волкова И. В. Кибербуллинг как способ социального реагирования подростков на ситуацию буллинга // Вестник Мининского университета. 2019. №3 (20). С. 17.
4. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. №105. С. 159–165.
5. Глазман О. Л. Буллинг // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. №106. С. 111–132.
6. Горлова Я. В. Психологические признаки буллинга в межличностном взаимодействии // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. №2-2. С. 78–83.
7. Жеребова Н. С. Лидерство в малых группах // Руководство и лидерство. Опыт социально-психологического исследования. Л.: Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена, 1973. 145 с.
8. Кравцова М. М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. М.: Генезис, 2005. 111 с.
9. Кравцова М. М. Дети-изгои. Психолог в школе. М.: Генезис, 2005. 100 с.
10. Лейн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия. СПб.: Питер, 2001. C. 240–274.
11. Лучинкина И. С., Фазилова А. Э. Психологические особенности личности с различными ролевыми позициями в буллинг-структуре // Мир науки. Педагогика и психология. 2021 №4. URL: https://mir-nauki.com (дата обращения: 20.10.2024).
12. Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2006. 186 c.
13. Назаров В. Л., Авербух Н. В., Буйначева А. В. Буллинг и кибербуллинг в современной школе // Образование и наука. 2022. №2. С. 169–204.
14. Хломов К. Д., Бочарев А. А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. №3. С. 177–191.
15. Чекина Л. Ф., Оболенская Ю. Н. Предикторы школьного буллинга // Управление образованием: теория и практика. 2021. №3 (43). С. 255–265.
16. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной педагогической психологии / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 224 с.
17. Boatwright B., Mathis T., Smith-Rex S. Getting equipped to stop bullying: A kid’s survival kit for understanding and coping with violence in schools. MN: Educational Media Corporation, 2000. 87 p.
18. Bullying behaviors among U.S. youth: Prevalence and association with psychosocial adjustment / Nansel T. R., Overpeck M., Pilla R. S., Ruan J. W. // Journal of the American Medical Association. 2008. №6. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2435211 (дата обращения: 12.04.2023). DOI: 10.1177/070674370605100604.
19. Olweus D. Aggression and peer acceptance in adolescent boys: two short–term longitudinal studies of ratings // Child Development. 1977. №48 (4). P. 978–987.
20. Pellegrini A. D., Bartini M. A longitudinal study of bullying, victimization, and peer affiliation during the transition from primary to middle school // American Educational Research Journal. 2000. Vol. 37. №3. P. 699–725. DOI: 10.1348/026151002166442.