Пространственные способности как фактор обучения в среде виртуальной реальности
https://doi.org/10.18384/2949-5105-2024-2-115-124
Аннотация
Цель. Изучение влияния пространственных способностей на успешность обучения в среде виртуальной реальности.
Процедура и методы. Исследование проводилось при помощи методов теоретического обзора, психодиагностического тестирования и констатирующего эксперимента по выявлению связи успешности VR-обучения c когнитивно-личностными характеристиками обучающегося. Учебная задача на зрительно-моторную координацию в среде виртуальной реальности построена на основе игры «Стрельба из лука», которая представлена на бесплатной платформе Steam.
Результаты. Получены данные о том, что наибольший обучающий эффект при работе в среде виртуальной реальности получают учащиеся с высоким уровнем пространственного мышления.
Теоретическая и/или практическая значимость. Обобщены результаты новейших эмпирических исследований роли пространственных способностей в обучении с использованием технологий виртуальной реальности, что вносит вклад в развитие педагогической психологии и психологии индивидуальных различий. Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что они могут быть полезны как для разработчиков образовательных VR-приложений, так и для педагогов, использующих в практике виртуальные тренажёры или другие учебные средства на основе технологии виртуальной реальности.
Об авторе
Т. А. ГавриловаРоссия
Гаврилова Татьяна Александровна – кандидат психологических наук, доцент, доцент департамента педагогики и психологии развития
690922, Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, п. Аякс, д. 10
Список литературы
1. Аристова И. Л., Есипенко Е. А., Шарафиева К. Р. Пространственные способности: структура и этиология // Вопросы психологии. 2018. № 1. С. 118–126.
2. Гаврилова Т. А. Индивидуальные вариации пространственных способностей и эффективность обучения в среде виртуальной реальности // Самораскрытие способностей как внутренний диалог: когнитивные, метакогнитивные и экзистенциальные ресурсы человека: монография. Владивосток: Издательство Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2021. С. 189–195.
3. Гаврилова Т. А., Жигалова О. П., Баранова В. А. Успешность выполнения учебной задачи на зрительно-моторную координацию в среде виртуальной реальности: когнитивноличностные факторы // Перспективы науки и образования. 2023. № 1 (61). С. 505–517.
4. Мерлин В. С., Климов Е. А. Формирование ИСД в процессе обучения // Советская педагогика. 1967. № 4. С. 110–118.
5. Смирнов А. С., Фадеев К. А., Аликовская Т. А. О виртуальной реальности в образовательном процессе: перспективы и опасности // Информатика и образование. 2020. № 6. С. 4–16.
6. Уайт Э., Давыдова Ю. А., Шарафиева К. Р. Индивидуальные различия в пространственных способностях: изучение влияния возраста, пола, ведущей руки и эффекта сибса // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 4. С. 30–39.
7. Чудновский В. Э. Проблема субъективности в свете современных задач психологии воспитания // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 15–25.
8. Якиманская И. С., Зархин В. Г., Кадаяс Х.-М. М. Тест пространственного мышления: опыт разработки и применения // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 128–135.
9. Di X., Zheng X. A meta-analysis of the impact of virtual technologies on students’ spatial ability // Education Tech Research. 2022. № 70. P. 73–98.
10. Lee E. A. L., Wong K. W. Learning with desktop virtual reality: Low spatial ability learners are more positively affected // Computers & Education. 2014. № 79. P. 49–58.
11. Berney S., Bétrancourt M., Molinari G. How spatial abilities and dynamic visualizations interplay when learning functional anatomy with 3D anatomical models // Anatomical sciences education. 2015. № 8 (5). P. 452–462.
12. Legault J., Zhao J., Chi Y-A. Immersive virtual reality as an effective tool for second language vocabulary learning // Languages. 2019. № 4. P. 13.
13. Li P., Legaut J., Klippel A., Zhao J. Virtual reality for student learning: Understanding individual differences // Human Behaviour and Brain. 2020. № 1. P. 28–36.
14. Motes M. A., Malach R., Kozhevnikov M. Object-processing neural efficiency differentiates object from spatial visualizers // NeuroReport. 2008. № 19. P. 1727–1731.
15. Sun R., Wu Y. J., Cai Q. The effect of a virtual reality learning environment on learners’ spatial ability // Virtual Reality. 2019. № 23. P. 385–398.
16. Zhang X., Yang J., Wang R. A neuroimaging study of semantic representation in first and second languages // Language. Cognitition. Neuroscience. 2020. № 1. P. 2–16.
17. Zhao J., Simpson M., Wallgrün J. O. Exploring the effects of geographic scale on spatial learning // Cognitive Research: Principles & Implications. 2020. № 5. P. 3–18.
18. Uttal D. H., Miller D. I., Newcombe N. S. Exploring and enhancing spatial thinking // Current Directions in Psychological Science. 2013. № 22. P. 367–373.
19. Wang J. Y., Wu H. K., Hsu Y. S. Using mobile applications for learning: Effects of simulation design, visualmotor integration, and spatial ability on high school students’ conceptual understanding // Computers in Human Behavior. 2017. № 66. P. 103–113.