Особенности совладания со стрессом сотрудников уголовно-исполнительной системы с учётом уровня их жизнестойкости
https://doi.org/10.18384/2949-5105-2024-1-121-130
Аннотация
Цель. Описать особенности совладания со стрессом у сотрудников уголовно-исполнительной системы, имеющих разный уровень жизнестойкости.
Процедура и методы. В исследовании приняли участие 60 сотрудников ФКУ ИК - 20 ГУФСИН России по Нижегородской области. Использовались следующие методы: психодиагностические методы (опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса в адаптации Т.Л. Крюковой и тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева), методы статистической обработки данных (U – критерий Манна–Уитни).
Результаты. Доказано, что сотрудники УИС с высокой жизнестойкостью чаще используют самоконтроль, принятие ответственности и реже поиск социальной поддержки при столкновении со стрессом, чем сотрудники с низким уровнем жизнестойкости.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы практическими психологами в ходе сопровождения процесса адаптации и трудовой деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Об авторе
Т. А. БасинаРоссия
Басина Татьяна Анатольевна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и педагогической психологии ВИПЭ ФСИН России
60000, г. Вологда, ул. Щетинина, 2
Список литературы
1. Анциферов Е.Е. Личностные факторы, влияющие на эффективность совладания со стрессом // Вестник науки. 2023. № 9 (66). С.202–228.
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т.15. № 1. C.3–18.
3. Абдусаматова Ш.С. Эмоциальный дистресс, угроза собственному «Я» как обязательный компонент жизни человека [Электронный ресурс] // Central Asian Research Journal. 2021. №4. URL: www.carjis.org (дата обращения: 18.01.2024).
4. Албакова З.А. Психологические причины возникновения профессионального стресса // Гуманизация образования. 2018. № 5. C.119–124.
5. Аскарова Г. Основные подходы к изучению копинг-стратегий в трудных жизненных ситуациях // Психологические науки. 2021. № 5. С.308–316.
6. Горностаев С.В., Ушатиков А.И., Кириллова Т.В. Психологические проблемы профессиональной пригодности и служебной лояльности сотрудников уголовно-исполнительной системы: монография. М.: Проспект, 2022. 152 с. ISBN 978-5-392-36394-0.
7. Зеер Э.Ф. Социально-психологические аспекты развития жизнеспособности и формирования жизнестойкости человека // Педагогическое образование в России: [сайт]. 2015. № 8. URL: https://pedobrazovanie.ru (дата обращения: 18.01.2024).
8. Корнилова Т.В. Современные зарубежные исследования феномена жизнестойкости (HARDINESS) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 4. C.223–230.
9. Кубенова Г.С. Синдром эмоционального выгорания: профессиональный стресс // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 15. С.88–92.
10. Овчарова Р.В. Методология исследования жизнестойкости личности // Вестник Курганского государственного университета. 2019. № 2 (53). С.59–66.
11. Полякова Е.А. Профессионально важные качества сотрудников специального отдела следственного изолятора [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 6. URL: https://mir-nauki.com (дата обращения: 18.01.2024).
12. Профессионально важные качества личности сотрудника уголовно-исполнительной системы: монография / М.С.Коданева, О.Н.Ракитская, Е.С.Лобанова, А.В.Сперанская, С.А.Прокопьева. Вологда: Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 2012. 109 с.
13. Рыбников В.Ю. Психология копинг-поведения специалистов опасных профессий: монография. СПб.: Политехника сервис, 2011. 120 с.
14. Сперанская А.В. Модель деятельности специалиста на примере должности начальника отряда исправительного учреждения // Пенитенциарная наука. 2016. № 3 (35). С.71–76.
15. Федукина А.В. Профессионально-важные качества сотрудников исправительных учреждений: диагностика и развитие // NovaInfo. 2023. № 137. С.138–140.
16. Филиппова А.А. Понятие стресса и стрессоустойчивости личности // Молодой учёный. 2020. № 43 (333). С.88–92.
17. Чухрова М.Г., Митрофанова О.Е., Филь Т.А. Анализ жизнестойкости в контексте агрессивности личности // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С.359–363.
18. Folkman S. Appraisal, coping, healts status, and psychological symptoms // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. № 50. P.571–579.
19. Murphy L. Coping vulnerability and residience in childhood – coping and adaptation. New York: Cambridge Press, 1974. 343 p.