Особенности эмоционального благополучия учителя
Аннотация
Цель – вывить особенности эмоционального благополучия учителя с разным стажем работы и на разных ступенях преподавания.
Процедура и методы. В исследовании использовались следующие диагностические методики: шкала позитивного и негативного аффекта (Е.Н. Осин); шкала дифференциальных эмоций (К. Изард); опросник профессионального выгорания К. Маслач, С. Джексон (адаптация Н.Е. Водопьяновой); опросник удовлетворенности трудом (А.В. Батаршев); методика диагностики субъективного благополучия личности (Шамионов Р.М., Бескова Т.В.). Для математической обработки полученных результатов использовался H-критерий Краскела-Уоллиса.
Результаты. По результатам сравнительного анализа установлено, что с увеличением стажа работы в школе у учителя повышается индекс позитивных эмоций и уровень профессиональной ответственности. Более эмоционально благополучными являются учителя со стажем работы от 1 года до 5 лет и более 20 лет. Учителя, преподающие в начальной школе и среднем звене более эмоционально благополучны, чем педагоги старшего звена.
Практическая значимость. Полученные результаты можно использовать педагогами-психологами при проведении программ профилактики эмоционального выгорания учителей.
Ключевые слова
Об авторах
А. А. ПечеркинаРоссия
Печеркина Анна Александровна – кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии образования
620000, Свердловская обл., г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 51
А. А. Коваленко
Россия
Коваленко Анна Андреевна – лаборант-исследователь научной лаборатории «Центр популяционных исследований»
620000, Свердловская обл., г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 51
Список литературы
1. Алферова Е. И., Зеер Э. Ф. Психологические особенности ответственности учителей в процессе профессионального становления // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2007. № 6 (48). С. 59–70.
2. Аронова Е. Ю. Оценка профессиональной деятельности педагогов в контексте жизненной удовлетворённости // Вестник педагогических наук. 2020. № 3. С. 5–15.
3. Бадулина О. И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. 23 с.
4. Банникова Г. С., Павлова Т. С. Психологическое благополучие специалистов, работающих в системе образования мегаполиса // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов: материалы Всероссийской заочной научной интернетконференции, Москва, 2 октября 2015 г. / под ред. И. А. Баевой. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2015. С. 84–90.
5. Быкова С. С. Профессиональная ответственность будущего педагога: содержание и структура понятия // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3. С. 49–53.
6. Воюшина Е. А., Постникова М. И. Психологическое благополучие педагогов с разным стажем педагогической деятельности (поколенческий аспект) // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. № 2. С. 842–850. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-105.
7. Гаврилова Л. В., Козлова М. А. Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы начинающего учителя // Преподаватель XXI век. 2018. № 1 (1). С. 88–98.
8. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ? М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. 544 с.
9. Григорова Ю. Б. Структура эмоционального благополучия // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 1. № 1 (26). С. 331–334. DOI: 10.26140/anip2019-0801-0082.
10. Даллакян Р. О. Факторы, способствующие образованию синдрома эмоционального выгорания, в профессиональной деятельности учителя // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 25. С. 1378–1383.
11. Ефремова О. И. Профессиональная ответственность учителя: анализ психологических особенностей проявления // Психология обучения. 2019. № 5. С. 88–100.
12. Кондратьева О. Г. Структура синдрома эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 304–306.
13. Ларионова Л. А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и удовлетворённости профессиональной деятельностью у учителей начальных классов // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 1 (19). С. 47–59.
14. Одинцова В. В., Горчакова Н. М. Эмоциональное благополучие как интегративная характеристика эмоциональной сферы // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12. 2014. № 1. С. 69–77.
15. Пахалкова А. А. Эмоциональное благополучие как компонент безопасной образовательной среды // Психолог. 2015. № 1. С. 44–65. DOI: 10.7256/2409-8701.2015.1.13783.
16. Печеркина А. А., Коваленко А. А. К вопросу о необходимости изучения эмоционального благополучия молодого учителя // Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 07–08 апреля 2022 г. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2022. С. 77–79.
17. Погорская В. А. Субъективное благополучие педагога в учебном процессе // International journal of medicine and psychology. 2020. Т. 3. № 1. С. 74–77.
18. Поляков А. С. Взаимосвязь профессиональной ответственности и отношения к обучающимся у учителей начальных классов с разным стажем деятельности [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/12PSMN221.pdf (дата обращения: 17.08.2023).
19. Сиврикова Н. В., Черникова Е. Г., Соколова Н. А. Удовлетворённость жизнью и образовательным процессом как предикторы социально-психологической адаптации учителей // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 6. С. 87–100.
20. Сырицо Т. Г. Эмоциональность как профессионально-важное качество учителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1997. 19 с.
21. Силаков А. С. Эмоциональная модальность деятельности педагога как фактор выбора субъект-субъектного стиля общения в системе «Учитель–ученик» [Электронный ресурс] // Учёные записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28). URL: http://scientific-notes.ru/magazine/archive/number/33 (дата обращения: 24.09.2023).
22. Тарабакина Л. В. Эмоциональное здоровье подростка: риски и возможности. М.: Московский педагогический государственный университет, 2017. 193 с.
23. Чернобровкина С. В., Мазура Т. М. Профессиональные и личностные факторы психологического благополучия сотрудников в организации // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2021. № 1. С. 30–39. DOI: 10.24147/2410-6364.2021.1.30-39.
24. Фадеева О. В., Модина Т. Ф. Исследование личностных ресурсов педагогов с разным педагогическим стажем // Проблемы психологического благополучия: матери-алы Международной научной заочной конференции, Екатеринбург, 19 марта 2021 г. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021. С. 277–280.
25. Фрайфельд И. В. Эмоциональное благополучие как условие развития физических качеств детей 4–5 лет в процессе двигательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2013. 23 с.
26. Fredrickson B. L. The role of positive emotions in positive psychology: The broadenand-build theory of positive emotions // American Psychologist. 2001. № 56. P. 218–226. DOI: 10.1037//0003-066x.56.3.218.
27. Lamers S. M. A., Bolier L., Westerhof G. J. The impact of emotional well-being on long-term recovery and survival in physical illness: a meta-analysis // Journal of Behavioral Medicine. 2012. № 35. P. 538–547. doi: 10.1007/s10865-011-9379-8.