Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Инсайт: загадка или тайна?

https://doi.org/10.18384/2949-5105-2024-2-56-67

Аннотация

Цель – на основе анализа исследований осветить одну из сторон внутренней жизни человека на примере явления инсайта.

Процедура и методы. Анализ психологической, художественной и философской литературы, самоотчётов людей, в разном возрасте переживших инсайт.

Результаты. Выделены три типа инсайта – от внезапного решения конкретной научной задачи до более или менее ясного осознания человеком своего предназначения и будущего творческого пути в целом. Исследование позволяет высказать предположение о том, что перспективы развития гуманитарной психологии связаны с освоением духовно-практического опыта человечества, который достаточно тесно связан с поиском смысла жизни человека любого возраста.

Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённый анализ и выделение типов инсайта могут быть использованы психологами, педагогами в области работы по развитию творчества в любом возрасте.

Об авторе

А. А. Мелик-Пашаев
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Россия

Мелик-Пашаев Александр Александрович – доктор психологических наук, главный научный сотрудник 

125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4 



Список литературы

1. Богоявленская Д. Б. Феномен Пуанкаре – современная интерпретация // Вопросы философии. 2017. № 12. С. 103–109.

2. Величковский Б. М., Князев Г. Г., Валуева Е. А. Новые подходы в исследованиях творческого мышления: от феноменологии инсайта к объективным методам и нейросетевым моделям // Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 3–16.

3. Дюбуа-Реймон Э. Г. О границах познания природы: семь мировых загадок / пер. с нем. М.: УРСС, 2010. 80 с.

4. Зеньковский В. В. Проблема психической причинности. Киев: Типография Императорскаго Университета Св. Владимира, 1914. 435 с.

5. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография / пер. с англ. М.: Наука, 1980. 488 с.

6. Лаптева Е. М., Валуева Е. А., Зайдельман Л. Я. Возможности исследования инкубации с помощью внутри- и межгруппового дизайна экспериментов // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 2. С. 28–39.

7. Лосский Н. О. Воспоминания. Жизнь и философский путь // Вопросы философии. 1991. № 11. С. 116–191.

8. Лопатин Л. М. К вопросу о свободе воли. М.: Типография А. Гатцука, 1889. 29 с.

9. Манфред А. З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М.: Мысль, 1978. 432 с.

10. Мелик-Пашаев А. А. доминанта и творчество // Вопросы психологии. 2020. № 3. С. 80–91.

11. Морошкина Н. В., Аммалайнен А. В. От инсайта к ага! - переживанию: новая парадигма в исследованиях решения задач // Сибирский психологический журнал. 2021. № 79. С. 48–73.

12. Пуанкаре А. О науке / пер. с фр. Л. С. Понтрягина. М.: Наука, 1990. 560 с.

13. Ухтомский А. А. Доминанта. СПб.: Питер, 2020. 512 с.

14. Чистопольская А. В., Савинова А. Д., Лазарева Н. Ю. Экспликация критериев инсайта и обзор методов их измерения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 4. С. 907–929.

15. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / пер. с нем. М.: Прогресс, 1992. 534 с.

16. Яшина Ф. Т. Вернадский о философии и её значении в развитии науки // Космическое мировоззрение – новое мышление ХХI в. Т. 1. М.: Издательство международного центра Рерихов, 2003. C. 158–172.

17. Chu Y., MacGregor J. N. Human performance on insight problem solving: A review // The Journal of Problem Solving. 2011. Vol. 3. № 2. P. 119–150.

18. Henok N., Vallée-Tourangeau F., Vallée-Tourangeau G. Incubation and interactivity in insight problem solving // Psychological Research. 2020. Vol. 84. P. 128–139.

19. Oeuvres choisies de Descartes. Paris: Garnier Freres, 2020. 472 p.

20. Walles G. The Art of Thought . New York: Harcourt, 1926. 204 p.

21. Rummel J. The role of attention for insight problem solving: effects of mindless and mindful incubation periods // Journal of Cognitive Psychology. 2021. Vol. 33. № 6 (7). P. 757–769.


Рецензия

Просмотров: 90


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)