Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Научные идеи В. Э. Чудновского как актуальный ресурс профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России к деятельности в подразделениях по делам несовершеннолетних

https://doi.org/10.18384/2949-5105-2024-2-103-114

Аннотация

Цель. Теоретический анализ психолого-педагогической концепции В. Э. Чудновского, способной обогатить содержание профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России к деятельности в подразделениях по делам несовершеннолетних.

Процедура и методы. Ведущий метод исследования – теоретический анализ, имманентно интегрирующий частные методы / приёмы / логические операции: гипотетическое прогнозирование, детализацию, синтез, классификацию, абстрагирование, конкретизацию, обобщение. На основе анализа психолого-педагогической концепции В. Э. Чудновского раскрыт ресурс в сфере образовательного процесса будущих инспекторов по делам несовершеннолетних.

Результаты. Теоретический анализ научных трудов В. Э. Чудновского подтвердил наличие в них ресурса для решения проблем развития личности, формирования её целостности, нравственности, осмысления прошлого, настоящего и будущего, осознанного взросления, роли образования в постижении подрастающим поколением смысла жизни, детско-взрослых, семейных отношений, что значимо для профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России к деятельности в подразделениях по делам несовершеннолетних. Научные идеи В. Э. Чудновского актуальны для обогащения содержания учебных дисциплин «Психология личности», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», изучаемых курсантами Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя (обучающихся по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения).

Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённый анализ ведущих положений научного творчества В. Э. Чудновского показал актуальность его теоретических новаций в области экзистенциальной психологии (становление личности, проблемы смысла жизни, нравственные убеждения, осознанное взросление), а также праксеологические аспекты реализации смысложизненной проблематики в образовательном процессе, в воспитании подрастающего поколения (специальные упражнения, проектная деятельность). Теоретико-практическая значимость учения В. Э. Чудновского раскрывается в области профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России в контексте дисциплин психолого-педагогического содержания, организованного досуга.

Об авторе

И. В. Ульянова
Московский университет Министерства внутренних дел России имени В. Я. Кикотя
Россия

Ульянова Ирина Валентиновна – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики 

117997, г. Москва, ул. Волгина, д. 12 



Список литературы

1. Баттиани А., Лукас Э. Логотерапия и экзистенциальный анализ сегодня: Актуальная характеристика / пер. с нем. М.: Когито-Центр, 2021. 262 с.

2. Богуславский М. В. Трансформация идеологии реформ российского образования в 1991–2021 годы: модернизации и ре-троинновации // Наука. Управление. Образование. 2022. № 1 (5). С. 8–14.

3. Бодалев А. А. Смысл жизни и акме человека: соотношение «будничного» и «высшего Я» // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни (материалы I–II симпозиумов) / под ред. В. Э. Чудновского, А. А. Бодалева, Н. Л. Карповой. М.: Психологический институт РАО, РПО, 1997. С. 29–32.

4. Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / пер. с фр., послесл. Д. Кралечкина. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 672 с.

5. Карпинский К. В., Гижук Т. В., Кисельникова Н. В. Функциональная оптимальность личностного смысла профессии // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 1. С. 171–183.

6. Митина Л. М. Личностно-профессиональное развитие педагога: современное осмысление и инновационная практика // Вестник практической психологии образования. 2022. Т. 19. № 2. С. 9–19.

7. Нефедьева В. Е. Нравственное воспитание курсантов образовательных организаций МВД России в рамках профессионального образования // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 4. C. 311–313.

8. Паатова М. Э. Формирование социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением // Педагогика. 2020. Т. 84. № 10. С. 69–75.

9. Попова Т. А. Экзистенциальная направленность в проектной деятельности студентов и школьников // Психологические проблемы смысла жизни и акме: электронный сборник материалов XXV международного симпозиума / под ред. Г. А. Вайзера, Т. А. Поповой, Н. В. Кисельниковой. М.: Психологический институт РАО, 2020. С. 122–127.

10. Простакишина Ю. А. Реализация компетентностного подхода при подготовке социальных педагогов – будущих инспекторов по делам несовершеннолетних // Вестник экономической безопасности. 2019. № 2. С. 359–361.

11. Слотердайк П. Критика цинического разума / пер. с нем. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2021. 800 с.

12. Ульянова И. В. Парадигмальная проблематика отечественной педагогики XXI века // Педагогика. 2021. Т. 85. № 3. С. 25–33. 13. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник / общ. ред. Л. Я. Гозмана, д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 366 с.

13. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / пер. с англ. А. Боковикова. М.: Питер, 2016. 301 с.

14. Чудновский В. Э. Анатомия убеждений: логика, вера, конфликт, смысл жизни. М.: Интерпракс, 1993. 90 с.

15. Чудновский В. Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 15–26.

16. Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Воронеж: МОДЭК, 2006. 768 с.

17. Чудновский В. Э. Профессиональное становление и профессиональный смысл жизни учителя. М.: Педагогическая академия последипломного образования, 2008. 52 с.

18. Чудновский В. Э. Проблема оптимального смысла жизни // Психология смысла жизни: школа В. Э. Чудновского. М.: Смысл, 2021. С. 131–147.

19. Volkov V. N. Context and Reflection // Philosophy of the World and Human Being. 2013. № 5-6. P. 72–97.


Рецензия

Просмотров: 83


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)