Личностный смысл ребёнка и переживание смысложизненного кризиса в ситуации бесплодия
https://doi.org/10.18384/2949-5105-2024-2-40-55
Аннотация
Цель. Теоретический анализ и эмпирическое изучение роли личностного смысла ребёнка для взрослого в регуляции совладающего поведения и в детерминации смысложизненного кризиса в ситуации бесплодия.
Процедура и методы. Эмпирическое исследование проведено на выборке пациентов репродуктологического профиля – взрослых людей с медицински диагностированным бесплодием – в ситуации обращения за консультацией по поводу применения вспомогательных репродуктивных технологий. Эмпирические данные собирались с помощью стандартизированных методик «Шкала ценностного отношения к детям», «Смыслометрический анализ ребёнка» и «Шкала совладания с бесплодием». Статистическая обработка данных производилась методами корреляционного, регрессионного, медиаторно-модераторного и путевого анализа.
Результаты. Раскрыты механизмы и закономерности смысловой регуляции совладающего поведения взрослых (половозрелых) людей в ситуации бесплодия, в том числе место и роль смысложизненного кризиса в её преодолении. Доказана функциональная зависимость вероятности возникновения и интенсивности протекания смысложизненного кризиса от личностного смысла ребёнка для инфертильного взрослого.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в выявлении психологических механизмов и закономерностей взаимосвязи совладающего поведения, смысложизненного кризиса и личностного смысла ребёнка для взрослого в ситуации бесплодия, а также в возможности использования полученных результатов в психоконсультативной и психотерапевтической антикризисной помощи пациентам репродуктологического профиля.
Об авторе
К. В. КарпинскийБеларусь
Карпинский Константин Викторович – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой экспериментальной и прикладной психологии
230023, г. Гродно, ул. Ожешко, д. 22
Список литературы
1. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Московский государственный университет, 1984. 200 с.
2. Карпинский К. В. Личностный смысл ребёнка: что дети значат для взрослых. Гродно: Гродненский государственный университет, 2023. 511 с.
3. Карпинский К. В. Метасистемные закономерности смысложизненного кризиса в развитии личности // Теоретическая и прикладная психология. 2016. № 2. С. 43-60.
4. Карпинский К. В. Мотивационно-смысловая регуляция репродуктивного поведения человека: культурно-исторические трансформации и метаморфозы // Social Studies: Theory and Practice. 2019. Vol. 7 (2). P. 59-81.
5. Карпинский К. В. Неоптимальный смысл: психологические тупики жизненного пути личности. Гродно: Гродненский государственный университет, 2016. 539 с.
6. Карпинский К. В. Преградный смысл ребёнка: половозрастная и социально-демографическая изменчивость в белорусской популяционной мультивыборке // Веснік Гродзенскага дзяржаунага універсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. 2022. Т. 12. № 3. С. 115-129 .
7. Карпинский К. В. Психология смысложизненного кризиса Гродно: Гродненский государственный университет, 2019. 623 с.
8. Карпинский К. В. Субъектный подход к противоречиям и кризисам в развитии личности // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2018. С. 292-300.
9. Чудновский В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 3-14 .
10. Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни: избранные труды М.: Московский социально-педагогический университет, 2006. 768 с.