Педагог в фокусе диалога наук и образовательных практик
https://doi.org/10.18384/2949-5105-2023-4-7-24
Аннотация
Цель – рассмотрение значимых научных подходов к решению актуальных вопросов по психологической готовности к овладению профессией педагога, обобщению образовательных практик, оценке развития наставничества как эффективного способа адаптации молодого учителя к профессии.
Процедура и методы. Основным методом является анализ научных исследований последних лет, результаты которых были представлены в научных журналах, индексируемых в российских и международных системах научного цитирования Web of Science, Scopus, ВАК, и рассмотрены на конференциях, форумах и конгрессах, организованных в Год педагога и наставника в 2023 г. Обобщение научных взглядов и образовательных практик позволило выявить актуальные вопросы современного и будущего образования и воспитания, подготовки педагога, обеспечивающего высокий культурный уровень развития общества.
Результаты исследования. Обзор научных исследований и образовательных практик, имеющих важное значение для определения психолого-педагогических условий личностного и профессионального развития педагога как конвергенции национальных традиций российского образования, современного научного знания и инновационных технологий.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты ценны для инновационной практики подготовки педагога будущего и повышения уровня личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования.
Об авторах
Л. М. МитинаРоссия
Митина Лариса Максимовна – доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник
125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4
И. И. Осадчева
Россия
Осадчева Ирина Игоревна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник
125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4
Г. В. Митин
Россия
Митин Георгий Валерьевич – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник
125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4
Список литературы
1. Богоявленская Д. Б., Пирлик Г. П. Ответ на необоснованность нового пути развития одарённости // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28. № 1. С. 132–141. DOI: 10.17759/pse.2023280108.
2. Вачков И. В. Психолог, учитель, директор: триединство или разнонаправленность? // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы. М.: Психологический институт РАО, 2022. С. 165–180.
3. Дубровина И. В. Культура как связующее звено между прошлым, настоящим и будущим системы непрерывного образования // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 112–122. DOI: 10.51944/20738528_2023_2_112
4. Кабардов М. К., Волкова Е. В., Дворецкая И. В. Каким становится образование? // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2022. № 1 (113). С. 23–37.
5. Капцов А. В., Колесникова Е. И., Панов В. И. Факторная валидность опросника стадий становления субъектности студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2021. № 1 (29). С. 77–91.
6. Кашапов М. М. Ресурсные основы творческой самореализации педагога // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2023. № 1 (45). С. 80–91.
7. Лукашеня З. В. Консалтинговое сопровождение как элемент информационно-коммуникационной среды вуза // Дистанционное обучение в высшем образовании: опыт, проблемы и перспективы развития: материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 19 апреля 2023 г. / под ред. В. Ю. Мокрого. СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2023. С. 34–36.
8. Мелик-Пашаев А. А. О пластической составляющей творчества // Национальный психологический журнал. 2023. Т. 18. № 3 (51). С. 46–54.
9. Митин Г. В., Митина Л. М., Востокова Ю. И. Профессиональная деформация педагогов и девиации учащихся в период глобального кризиса: психологическая диагностика, профилактика, коррекция // Психология и право. 2023. Т. 13. № 2. С. 183–192.
10. Митина Л. М. Конвергенция научных традиций и инновационных технологий как путь к обновлению содержания педагогической деятельности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 3. С. 143–161. DOI: 10.24412/2073-0861-2022-3-143-161.
11. Митина Л. М., Митин Г. В., Востокова Ю. И. Психологические закономерности и ресурсы личностно-профессионального развития полисубъектной общности «педагог – учащийся» при переходе с одной ступени образования на другую в условиях технологических трансформаций // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2023. №1. С. 77–95. DOI: 10.18384/2310-7235-2023-1-77-95.
12. Мир психологии. 2023. № 2 (113). 296 с.
13. Моросанова В. И., Филиппова Е. В., Фомина Т. Г. Осознанная саморегуляция и академическая мотивация как ресурсы выполнения обучающимися проектно-исследовательской работы // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28. № 3. С. 47–61.
14. Никандров Н. Д. Воспитание в современной России: влияние информационной среды, социализации и культуры // Педагогика. 2022. Т. 86. № 12. С. 5–24.
15. Онищенко Э. В. Феноменология историко-педагогической культуры в современной системе профессиональной подготовки будущего учителя: Terra incognita // Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI в.: материалы VIII Международного форума по педагогическому образованию, Казань, 25–27 мая 2022 г. / под ред. Р. А. Валеева. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2022. С. 340–350.
16. Осадчева И. И., Аминов Н. А. Феноменология характера в общности «учитель – ученик» // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика: материалы XVIII Международной научно-практической конференции, Москва, 4–5 июля 2022 г. / под ред. Л. М. Митиной. М.: Психологический институт РАО, 2022. С. 167–171.
17. Осадчева И. И. Педагогические способности учащихся профильных классов как важный компонент становления будущего педагога // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 67–76.
18. Панов В. И. Экопсихологический подход к развитию психики: предпосылки, конструкты, парадигмы // Научные подходы в современной отечественной психологии. М.: Институт психологии РАН, 2023. С. 409–439.
19. Семенов И. Н. Методологические средства рефлексивно-педагогического менеджмента развития человеческого капитала субъектов образования в многоступенчатой системе их профессиональной подготовки // Hominum. 2023. № 2. С. 144–157.
20. Тихомирова Т. Н., Малых С. Б. Половые различия в успешности школьного обучения математике и русскому языку: кросскультурное исследование // Сибирский психологический журнал. 2023. № 87. С. 104–123.
21. Ткач Л. Т., Гукаленко О. В., Борисенков В. П. Технологическое обеспечение освоения обучающимися поликультурного содержания педагогического образования // Высшее образование сегодня. 2023. № 4. С. 2–9.
22. Толочек В. А. Профессиональная карьера как предмет психологического исследования // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 2 (131). С. 145–154.
23. Шульга Т. И. Социализация личности в условиях цифровизации // Личность в норме и патологии: материалы Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20–21 апреля 2023 г. / под ред. И. А. Трушина и др. Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2023. С. 125–126.
24. Щебланова Е. И. Концепции и модели интеллектуальной одарённости детей: мировые тенденции и перспективы в XXI в. // Теоретическая и экспериментальная психология. 2023. № 2 (16). С. 23–35.
25. Щелина Т. Т. Психолого-педагогическое сопровождение молодых педагогов в условиях кадрового дефицита в системе образования России // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 60–67. DOI: 10.51944/20738528_2023_2_60.