Мотивационный аспект системогенеза профессионального становления психолога как субъекта труда на этапе допрофессионального развития
https://doi.org/10.18384/2949-5105-2023-4-108-119
Аннотация
Цель. Описать изменения мотивационного компонента системогенеза профессионального становления субъекта труда на этапе допрофессионального развития в зависимости от выраженности личностных качеств.
Процедура и методы. В исследовании приняли участие 817 студентов-психологов 1–4 курсов, обучающихся в ведущих российских вузах. Интерпретация результатов исследования подтверждена методами математико-статистической обработки данных.
Результаты. По мере профессионального становления на стадии профессиональной подготовки психолога, как субъекта труда, диспозиция ведущих мотивов значимо не изменяется, при этом мотивация, оцениваемая в контексте профессионально-важных личностных качеств, проявляет специфику, обусловленную этапом профессиональной подготовки (курсом обучения).
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в изучение проблемы мотивационного компонента система генеза профессионального становления психолога как субъекта труда.
Об авторе
Т. А. ЕгоренкоРоссия
Егоренко Татьяна Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогической психологии имени профессора В. А. Гуружапова
127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
Список литературы
1. Афоньшина И. В., Яцунова Е. Б. Изучение синдрома эмоционального выгорания у студентов на разных ступенях обучения // Психология человека в современном мире. 2009. № 4. С. 99–104.
2. Горбушина А. В. Динамика структуры мотивации профессиональной деятельности педагогов в зависимости от трудового стажа: автореф. дис. … канд. психол. наук. Киров, 2019. 26 с.
3. Грецов А. Г., Азбель А. А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2012. 208 с.
4. Егоренко Т. А. Детерминанты профессионального становления субъекта труда – будущего психолога // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 2 (47). С. 36–42.
5. Егоренко Т. А. Методы активизации профессионального самоопределения личности на этапе допрофессионального развития: опыт зарубежных стран // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11. № 3. С. 61–70. DOI: 10.17759/jmfp.2022110306.
6. Зеер Э. Ф., Степанова Л. Н. Акмеологическая технология прогнозирования индивидуальных профессионально-ориентированных траекторий развития личности студентов // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 6. С. 69–98. DOI: 10.17853/1994-56392023-6-69-99.
7. Леньков С. Л., Рубцова Н. Е. Личностное и профессиональное развитие психологов // Интеграция психологической науки и практики: основные проблемы и новые перспективы развития: сборник трудов Международной научно-практической конференции, Мытищи, 10 февраля 2022 г. СПб.: НИЦ АРТ, 2022. С. 79–86. DOI: 10.51623/907478565_79.
8. Манукян В. Р. Специфика кризисов профессионального развития на разных этапах обучения в вузе // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12. 2012. № 3. С. 62–69.
9. Поваренков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2013. 322 с.
10. Толочек В. А. Профессиональная карьера как предмет психологического исследования // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 2 (131). С. 145–154. DOI: 10.20323/1813-145X_2023_2_131_145.
11. Чермянин С. В., Загорная Е. В., Капитанаки В. Е. Особенности учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов и ее динамика на разных этапах обучения в вузе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2021. № 4. С. 154–167. DOI: 10.35231/18186653_2021_4_154.
12. Andersen S. C., Hjortskov M. The unnoticed influence of peers on educational preferences // Behavioural Public Policy. 2019. P. 3–24.
13. Bertrand M., Mogstad M., Mountjoy J. Improving educational pathways to social mobility: evidence from Norway’s «reform 94» [Электронный ресурс] // Journal of Labor Economics. 2021. Vol. 39. № 4. URL: https://www.nber.org/papers/w25679 (дата обращения: 30.10.2023). DOI: 10.1086/713009.
14. Choose your own intervention: Using choice to enhance the effectiveness of a utility-value intervention / E. Q. Rosenzweig, J. M. Harackiewic, S. J. Priniski, C. A. Hecht, E. A. Canning, Y. Tibbetts, J. S. Hyde // Motivation Science. 2019. № 5. P. 269–276. DOI: 10.1037/mot0000113.
15. Golsteyn B. H., Stenberg A. Earnings over the life course: general versus vocational education // Journal of Human Capital. 2017. Vol. 11. № 2. P. 167–212. DOI: 10.1086/691798.
16. How can a relevance intervention in math support students' career choices? / H. Piesch, H. Gaspard, C. Parrisius, E. Wille, B. Nagengast // Journal of Applied Developmental Psychology. 2020. № 71. P. 101–185. DOI: 10.1016/j.appdev.2020.101185.