Принцип предельности в изучении поведения человека
https://doi.org/10.18384/2949-5105-2023-4-69-80
Аннотация
Цель. Целью исследования является введение принципа предельности в изучение поведения человека.
Процедура и методы. В статье обоснована категория предельности. Предельность нами понимается как минимальное или максимальное критическое проявление психики человека. Она может определяться множественностью проявлений, объясняемых в структурных, функциональных, закономерных причинах её возникновения. В исследовании использованы методы анализа, синтеза, интерпретации результатов и теоретико-методологического описания.
Результаты. При проведении исследования выявлены статистические различия (p≤0,05), определено, что девиантные подростки более склонны к физическому насилию и враждебны к окружающему миру. Раскрывая особенности эмоционально-волевой сферы подростков, установлено переживание ими чувства вины и подозрительность.
Теоретическая и/или практическая значимость. С увеличением групп девиантных подростков установлено, что при проведении превентивной работы с несовершеннолетними необходимо акцентироваться на проработке их переживаний. Преодоление чувства вины позволит понизить агрессивность обучающихся, а коррекция подозрительности позволит уменьшить проявление демонстративного поведения, снизить использование ненормативной лексики и интерес к местам, где расположены строительные объекты.
Об авторе
С. В. ХусаиноваРоссия
Хусаинова Светлана Владимировна – доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник
420039, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Исаева, д. 12
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. 230 с. 2. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.
2. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР / пер. с англ. О. Кулихиной, В. Пилиповского. М.: Прогресс, 1976. 167 с.
3. Бутова М. В. Причины развития отклоняющегося поведения несовершеннолетних: коррекция и профилактика // Вестник Воронежского института МВД России. 2019. № 2. С. 271–274.
4. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2005. 1136 с.
5. Гапонова С. А. Коррекция девиантного поведения подростков во внешкольной деятельности // Человек. Преступление и наказание. 2020. Т. 28 (1–4). № 3. С. 462–463.
6. Гизатуллина Р. Р. К вопросу об отклонениях в поведении несовершеннолетних и путях его преодоления // Законность и правопорядок в современном обществе. 2019. № 25. С. 149–154.
7. Клейберг Ю. А. Основы психологии девиантного поведения: монография. М.: ИП Петросян, 2022. 446 с.
8. Книжникова С. В. Амок: актуальность изучения нападений в школах, причины, возможности первичной профилактики // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 1. С. 152–168.
9. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.: МОДЭК, 2011. 242 с.
10. Организация просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения / Н. В. Дворянчиков, В. В. Делибалт, А. О. Казина, Н. В. Лаврёшкин. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2018. 112 с.
11. Петрова А. В. Особенности коррекции девиантного поведения старшеклассников методами гештальт-терапии // Казанский педагогический журнал. 2019. № 3 (134). С. 48–52.
12. Пимонов В. А., Делибалт В. В., Дворянчиков Н. В. К вопросу о нормативноправовом регулировании организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в контексте профилактики правонарушений несовершеннолетних // Психология и право. 2018. № 1. С. 95–109.
13. Позднякова М. Е. Подростки в трудной жизненной ситуации: путь к преступлению // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса, Тюмень, 14–16 октября 2020 г. / под ред. В. А. Мансурова. М.: РОС: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 1995–2007.
14. Судаков К. В., Умрюхин П. Е. Системные основы эмоционального стресса. М.: Геотар медиа, 2010. 112 с.
15. Теория общества: сборник / пер. с нем., англ. А. Ф. Филиппова. М.: Кучково поле, 1999. 416 с.
16. Уотсон Д. Б. Психология как наука о поведении. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии / пер. с англ. М.: АСТ, 1998. 704 с.
17. Хусаинова С. В. Концепция междисциплинарного изучения отклоняющегося поведения человека // Казанский педагогический журнал. 2022. № 5 (154). С. 244–253.
18. Хусаинова С. В. Потенциал предельного подхода в изучении отклонений в поведении человека // Казанский педагогический журнал. 2021. № 4 (147). С. 241–246.
19. Цинченко Г. М., Орлова И. С. Профилактика молодёжных девиаций в России и за рубежом // Управленческое консультирование. 2021. № 1 (145). С. 97–105.
20. Шкаев Д. Г. Вирусы разума, цифровая религия и мифология девиаций: социально-философское сопоставление // Социальные и гуманитарные науки. 2020. № 3. С. 49–54.
21. Шульга Т. И., Дворянчиков Н. В. Представления подростков о девиантном поведении // Психология и право. 2020. Т. 10. № 3. C. 174–188.
22. Шульга Т. И., Левицкая В. С. Переживания социальной напряжённости различными группами людей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 1. С. 41–57.
23. Dollard J. M., Neal E. Frustration and Aggression. New Haven: Yale University Press, 1939. 228 р.
24. Khusainova S., Garaev D., Makhmutov Z. Factors of increasing the safety of the educational environment in a multi-ethnic society // 16th International Technology, Education and Development Conference. INTED2022 Proceedings, 7–8 March, 2022. Valencia: IATED Academy, 2022. P. 8057–8064.
25. Skinner B. The evolution of operant behaviour // Journal of the Experimental Analysis of Behavior. 1986. № 45 (1). P. 45–115.