Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Оценка уровня тревожности у подростков, обучающихся в седьмом кадетском классе средней общеобразовательной школы

https://doi.org/10.18384/2949-5105-2023-4-25-34

Аннотация

Цель. Оценка уровня тревожности у учащихся 7 кадетского класса по сравнению с их сверстниками из обычного класса.

Процедура и методы. Для оценки уровня тревожности использовали опросник школьной тревожности Филлипса. В анкетировании приняли 15 человек из обычного класса (из них 60% девочек) и 16 человек из кадетского класса (из них 25% девочек). Средний возраст испытуемых составил 13 лет.

Результаты. Учащиеся обоих классов продемонстрировали умеренный уровень тревожности. Кадеты показали меньший уровень тревожности, связанный с боязнью не оправдать ожидания близких и значимых людей. Ни для одного из оцениваемых показателей тревожности не было обнаружено статистически значимых половых различий.

Теоретическая и/или практическая значимость. В работе установлено, что негативное влияние обучения в кадетских классах общеобразовательных 

Об авторах

А. Г. Беляев
Российский новый университет
Россия

Беляев Александр Георгиевич – аспирант 

105005, г. Москва, ул. Радио, д. 22



В. С. Агапов
Российский новый университет; Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя
Россия

Агапов Валерий Сергеевичдоктор психологических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя; профессор кафедры общей психологии и психологии труда Российского нового университета

105005, г. Москва, ул. Радио, д. 22; 
117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12

 



Список литературы

1. Арифмаметов Э. Л. Влияние тревожности на межличностные отношения младших школьников // Аллея науки. 2018. № 5 (21). C. 92–96.

2. Багандова Г. Х., Ибрагимова Л. А., Шамхалова А. Э. Исследование влияния уровня тревожности личности на успешность учебной деятельности школьников в отечественной психологии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. № 4 (12). C. 5–9.

3. Байбуртянц Е. В. Психологическое изучение нарушений поведения подростков, воспитанников кадетского корпуса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 40 (16). C. 332–334.

4. Беляев А. Г. Связь школьной мотивации с тревожностью у учащихся 7 класса, прошедших период длительного дистанционного обучения // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. № 1 (33). C. 50–56.

5. Васильева Н. Н., Феоктистова С. В. Психолого-педагогические подходы по адаптации детей к школьному обучению // Глобальный научный потенциал. 2014. № 42 (9). C. 148–151.

6. Власова Н. В. Особенности социально-психологической адаптации кадетов-пятиклассников к условиям обучения в кадетской школе-интернате // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. № 1 (15). C. 88–94.

7. Дробышева Т. В., Тарасов С. В., Сахарова Е. Ю. Межличностные отношения подростков в разных условиях социализации (на примере кадетов и учащихся общеобразовательной школы) // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2018. № 4 (12). C. 108–127.

8. Кобазева Ю. А. Взаимосвязь школьной тревожности и академической успеваемости в младшем школьном возрасте // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2021. № 61 (1). C. 67–72.

9. Леонова О. И. Эмоционально личностное состояние подростков в школе с психологически опасной образовательной средой // Культурно-историческая психология. 2010. № 2. C. 76–82.

10. Пономаренко Е. В., Чумаков Н. А. Особенности личностных характеристик у подростков, обучающихся в кадетском классе // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 июня 2018 г. Пенза: Наука и просвещение, 2018. C. 247–250.

11. Райгородский Д. Я. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Практическая психодиагностика (методики и тесты). Самара: Бахрах-М, 1998. 664 с.

12. Серен-Чимит О. О. Показатели сердечно-сосудистой системы у учащихся школ разного вида в зависимости от уровня школьной тревожности // Вестник психофизиологии. 2021. № 3. C. 56–62.

13. Сетко А. Г. Терехова Е. А., Жданова О. М. Особенности социально-психологической адаптации учащихся различных типов общеобразовательных учреждений // Оренбургский медицинский вестник. 2021. № 1 (33). C. 66–70.

14. Феоктистова С. В., Васильева Н. Н. Адаптация детей к обучению в школе: теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения // Components of Scientific and Technological. 2014. № 21 (3). C. 29–31.

15. Юркина Л. В., Шумакова С. А. Взаимосвязь школьной тревожности и успеваемости учащихся начальной школы // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. № 9 (7). C. 909–915.

16. Svensson M. Brundin L., Erhardt D. Physical Activity Is Associated With Lower Long-Term Incidence of Anxiety in a Population-Based, Large-Scale Study [Электронный ресурс] // Frontiers in Psychiatry. 2021. № 12. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/34566716 (дата обращения: 31.11.2023).


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 126


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)