Взаимосвязь когнитивных и некогнитивных показателей готовности к обучению с учебной успеваемостью
https://doi.org/10.18384/2949-5105-2023-4-53-68
Аннотация
Цель. Определить когнитивные и некогнитивные показатели готовности к школе, являющиеся предикторами учебной успешности на ступени начального общего образования.
Процедура и методы. Сопоставляются результаты изучения психологической готовности к обучению и показатели учебной успеваемости в начальной школе. С помощью факторного анализа определяется структура готовности к обучению в школе, вклад когнитивных и некогнитивных факторов в школьную успешность. Состав выборки: младшие школьники (N = 222; 6–7 лет), учителя начальных классов (N = 9). Диагностические методики: «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена (серия «А»), «Визуально-моторный гештальт-тест» Л. Бендера, «Исключение предметов», «Установление последовательности событий», «Пересказ текста», «Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов» Н. Г. Лускановой, «Методика изучения социально-психологической адаптации к школе» Э. М. Александровской.
Результаты. Определены показатели психического развития ребёнка, оказывающие наибольшее влияние на учебную успеваемость: уровень развития невербального и понятийного мышления, сформированность зрительно-пространственного восприятия и графомоторных навыков, активность, произвольность поведения, способность к саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Установлено, что в отношении прогноза успеваемости оценка педагогом готовности детей к обучению оказывается не менее точной, чем данные скринингового психодиагностического обследования. Когнитивные и метакогнитивные факторы готовности к школе обнаруживают тесные связи с учебной успеваемостью. Некогнитивные факторы, предположительно, влияют на процесс социализации, эмоциональное благополучие ребёнка в начальной школе. Особое значение для школьной успешности имеют такие системные характеристики личности, как активность и произвольность.
Теоретическая и/или практическая значимость. Определение школьно-значимых показателей готовности к обучению дополняет представления об общих закономерностях в прогнозировании учебной успешности на разных этапах образования. Комплексный анализ различных аспектов готовности к обучению с использованием многомерных методов математической статистики позволяет определить систему познавательных качеств и личностных характеристик ребёнка, необходимых для обучения в начальной школе, оценить вклад когнитивных, метакогнитивных и некогнитивных факторов готовности к обучению в школьную успешность.
Об авторе
С. А. КоногорскаяРоссия
Коногорская Светлана Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики начального образования
664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, д. 1
Список литературы
1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008. 320 с.
2. Безруких М. М., Верба А. С., Филиппова Т. А. Комплексная диагностика развития и готовности к школе детей 6–7 лет // Вестник педагогических инноваций. 2019. № 2(54). С. 12–22.
3. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. 306 с.
4. Громыко Ю. А. Взаимосвязь психологической готовности первоклассника к школе и его статусной позиции в учебном коллективе // Психологическая наука и образование 2010. № 3. С. 25–39.
5. Двойнин А. М., Троцкая Е. С. Когнитивные предикторы академической успешности: как общие закономерности "работают" на ранних этапах образования? // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 2. С. 42–52. DOI 10.17759/pse.2022270204.
6. Иванова П. В., Зайцева Н. О., Томилова Е. А. Психофизиологическая диагностика готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2020. № 80. С. 28–31.
7. Коногорская С. А. Особенности пространственного мышления и их взаимосвязь с учебной успешностью обучающихся // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 1(15). С. 142–152.
8. Коногорская С. А. Прогностические возможности пространственных и вербальных тестов в диагностике возникновения трудностей обучения у младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 5(133). С. 149–154.
9. Назаренко В. В. Диагностика готовности детей к школе в зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2012. Т. 1, № 1. С. 76–84.
10. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: Владос, 2001. 256 с.
11. Общие и частные когнитивные способности как предикторы академической успешности ребенка на ранних этапах образования / В. М. Поставнев, И. В. Поставнева, А. М. Двойнин, М. А. Романова // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 4(54). С. 64-73. DOI 10.25688/2076-9121.2020.54.4.05.
12. Основы дошкольной педагогики / [А. В. Запорожец, Т. А. Маркова, Л. А. Венгер и др.]; под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М. : Педагогика, 1980. 271 с.
13. Семенова Т. С. Психологическая готовность к обучению и адаптация первоклассников к школе // Психология обучения. 2011. №12. С. 96–102.
14. Солдатова С. В. Интеллектуальная готовность к школе (Содержание, диагностика) : дис. … канд. психол. наук. Москва, 2001. 127 с.
15. Степанов Ф. Г. Психолого-педагогическая аксиология диагностики готовности детей к обучению в школе // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2021. № 2. С. 84–92.
16. Тихомирова Т. Н., Модяев А. Д., Леонова Н. М., Малых С. Б. Факторы успешности в обучении на начальной ступени общего образования: половые различия // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 5. С. 43–54.
17. Тюменева Ю. А. К проблеме оценки готовности детей к школе // Психология обучения. 2008. № 3. С. 95–107.
18. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. М. : Юрайт, 2023. 334 с. Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/516242 (дата обращения: 17.08.2023).
19. Эффективность базовых предикторов учебной успешности ребенка на ранних этапах образования / А. И. Савенков, Ж. В. Афанасьева, А. В. Богданова [и др.] // Известия института педагогики и психологии образования. 2018. № 3. С. 98–107.
20. Kriegbaum K., Becker N., Spinath B. The relative importance of intelligence and motivation as predictors of school achievement: A meta-analysis. Educational Research Review, 2018. Vol. 25, pp. 120–148. DOI:10.1016/j.edurev.2018.10.001
21. La Paro K. M., Pianta R. C. Predicting Children's Competence in the Early School Years: A MetaAnalytic Review / Karen M. La Paro, Robert C. Pianta // Review of Educational Research. 2000. Vol. 70. № 4. P. 443–484.
22. Lloyd J. E. V., Hertzman C. From Kindergarten readiness to fourthgrade assessment: Longitudinal analysis with linked population data / Jennifer E. V. Lloyd, Clyde Hertzman // Social Science & Medicine. 2009. Vol. 68. P. 111–123.
23. Patterns of First-Graders' Development at the Start of Schooling: Cluster Approach Based on the Results of iPIPS Project / E. Kardanova, A. Ivanova, I. Antipkina [et al.] // Educational Studies. Moscow. 2018. No. 1. P. 8–37. DOI 10.17323/1814-9545-2018-1-8-37.
24. Prior M., Bavin E., Ong B. Predictors of school readiness in five? to six–year–old children from an Australian longitudinal community sample / Margot Prior, Edith Bavin, Ben Ong // Educational Psychology. 2011. Vol. 31. № 1. P. 3–16.
25. Roth B., Becker N., Romeyke S., Schäfer S., Domnick F., Spinath F.M. Intelligence and school grades: A meta-analysis. Intelligence, 2015. Vol. 53, pp. 118–137. DOI:10.1016/j.intell.2015.09.002