Взаимосвязь интеллектуальных способностей, социального интеллекта и психологической готовности военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач
https://doi.org/10.18384/2949-5105-2023-3-23-39
Аннотация
Целью исследования является определение взаимосвязей интеллектуальных способностей и социального интеллекта военнослужащих с их психологической готовностью.
Процедура и методы. Исследование проведено на курсантах военного института войск национальной гвардии. Общий объём выборки составил 60 человек. Возраст респондентов варьируется в пределах от 19 до 22 лет. Для получения эмпирических данных были использованы: авторский опросник «Оценка психологической готовности военнослужащих (сотрудников) к выполнению СБЗ», тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и тест «КОТ» («Краткий ориентировочный, отборочный тест» В. Н. Бузина и Э. Ф. Вандерлика). При статистической обработке данных использовались методы первичной обработки данных и описательной статистики, корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Пирсона.
Результаты. В результате проведённой работы выявлены статистически значимые корреляционные связи характеристик интеллектуальных способностей, социального интеллекта со всеми компонентами психологической готовности к выполнению служебно-боевых задач.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты показывают, что развитие социального интеллекта и интеллектуальных способностей военнослужащих может существенно сократить время формирования их психологической готовности к выполнению служебно-боевых задач. Представлены перспективы проведения исследований в области формирования и развития психологической готовности военнослужащих к выполнению таких задач.
Об авторах
Р. А. ТерехинРоссия
Терехин Роман Алексеевич – кандидат психологических наук, заместитель начальника кафедры общей и прикладной психологии
198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1
А. С. Турчин
Россия
Турчин Анатолий Степанович – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и прикладной психологии
198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1
Список литературы
1. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 111–131.
2. Акимова М. К. Зависимость особенностей взаимодействия от уровня интеллектуального развития студентов // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2019. № 1 (22). С. 33–39.
3. Аршанская (Шешукова) о. В. Психологические условия становления социального интеллекта: история и современность: монография. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2018. 85 с.
4. Баширов И. Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога: дис. … канд. психол. наук. М. , 2006. 210 с.
5. Гарднер Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта: юбилейное издание с новым предисловием автора / пер. с англ. А. Н. Свирид. М. : Вильямс, 2007. 501 с.
6. Гилфорд дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления: сборник статей / под ред. А. М. Матюшкина. М. : Прогресс, 1965. С. 433–456.
7. Кравцова Н. М. Структура интеллектуальных способностей человека // Успехи современного естествознания. 2010. № 5. С. 91–93.
8. Лунева о. В. Теоретические основания концепции социального интеллекта // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 231–236.
9. Люсин д. В. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М. : Институт психологии РАН, 2004. 176 с.
10. Мачнев В. Я. , Чердымова Е. И. Социальный и эмоциональный интеллект: монография. Самара: Издательство Самарского университета, 2022. 148 с.
11. Савенков А. И. Структура социального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 7–15. DOI: 10.17759/jmfp.2018070201.
12. Терехин Р. А. , Татевосян А. К. Структура и особенности психологической готовности военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач // Высшее образование сегодня. 2022. № 1-2. С. 89–93.
13. Терехин Р. А. Социально-психологические детерминанты психологической готовности военнослужащих к изменению служебной ситуации в процессе военно-профессиональной социализации. СПб. : Центр стратегических исследований, 2020. 88 с.
14. Турчин А. С. особенности саморегуляции служебной деятельности сотрудниками Росгвардии // Научное мнение. 2023. № 5. С. 20–24.
15. Ушаков д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: теоретические подходы и методы измерения // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2005. №4 (41). С. 131–139.
16. Cantor N. , Kihlstrom J. Personality and social intelligence. New Jersey: Prentice Hall, 1987. 290 p.
17. Bano F. B. Emotional Intelligenceand Effective Leadership // Journal of Business Studies Quarterly: [сайт]. 2013. Vol. 4. № 3. URL: https://jbsq.org (дата обращения: 10. 07. 2023).
18. Meijs N. Social Intelligence and Academic Achievement as Predictors of Adolescent Popularity // Journal of Youth and Adolescence. 2010. Vol. 39. № 1. P. 62–72. DOI: 10.1007/s10964-008-9373-927.
19. Nousheen S. Social intelligence: a key to employee success at workplace [Электронный ресурс] // International Journal of Applied Services Marketing Perspectives. 2013. Vol. 4. № 3. URL: http://sjifactor.com (дата обращения: 10. 07. 2023).
20. Piaget J. Einfuhrung in die Genetische Erkenntnistheorie. Berlin: Suhrkamp Verlag, 1973. 103 р.
21. Safia M. M. , Gehan M. A. , Awatef H. K. Impact of Emotional Intelligence Program on Leadership Competency of Nursing Leaders // International Journal of Nursing Didactics. 2016. Vol. 6. P. 12–18.
22. Thorndyke E. L. Intelligence and its uses // Harper’s Magazine. 1920. № 140. P. 227–235