Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗИЦИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2021-4-78-89

Аннотация

Цель. Выявить психологические особенности позиций взаимодействия у медицинских работников с разным уровнем способности к прогнозированию. Процедура и методы. При проведении исследования были использованы: теоретический анализ литературы, методы психологической диагностики и математико-статистические методы обработки данных. Конкретными методиками выступили: тест «Способность к прогнозированию» (Л. А. Регуш), а также «Диагностический опросник по выявлению позиций взаимодействия» (В. Г. Маралов, В. А. Ситаров). Результаты. По итогам исследования авторами сделаны выводы о существующих особенностях позиций взаимодействия медицинских работников с разным уровнем способности к прогнозированию: у таких работников с высоким и средним уровнем способности к прогнозированию при взаимодействии с другими людьми будут наблюдаться конструктивные позиции взаимодействия (ненасилие); у медицинских работников с низким уровнем способности к прогнозированию при взаимодействии с другими людьми будут наблюдаться неконструктивные позиции взаимодействия (принуждение, невмешательство). Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны при организации конструктивного взаимодействия медицинских работников с другими людьми (пациентами, их родственниками, коллегами).

Об авторах

М. А. Кудака
Череповецкий государственный университет
Россия


О. В. Смирнова
Череповецкий государственный университет
Россия


Список литературы

1. Ахметзянова А. И., Артемьева Т. В., Твардовская А. А. Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 3. С. 489-504. DOI: 10.15507/1991- 9468.088.021.201703.489-504.

2. Бёрн Э. Трансакционный анализ в психотерапии / пер. с англ. А. Грузберга. М.: Эксмо, 2019. 368 с.

3. Бехтер А. А. Психолого-акмеологическая модель развития способности к прогнозированию у студентов высшей школы // Учёные заметки ТОГУ. 2018. Т. 9. № 2. С. 32-36.

4. Бодалев А. А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. 187 с.

5. Гурова В. О. Взаимодействие врача и пациента в дерматологической практике: автореф. дис.. канд. мед. наук. Волгоград, 2011. 23 с.

6. Забегалина С. В., Чигарькова А. В. Вероятностное прогнозирование как вид прогностической деятельности: подход и стратегии // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1 (68). С. 87-91.

7. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 144 с.

8. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Разработка диагностического опросника по выявлению позиций взаимодействия у студентов - будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения // Знание, понимание, умение. 2018. № 1. С. 167-177.

9. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Характеристика позиций взаимодействия как форм выражения ценностей принуждения или ненасилия // Знание, понимание, умение. 2017. № 1. С. 131-146.

10. Менделевич В. Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования // Психологический журнал. 2006. № 5. С. 50-58.

11. Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход: материалы VIII Всероссийской конференции с международным участием, 22-23 ноября 2018 г. / под ред. П. В. Ткаченко. Курск: Изд-во КГМУ, 2018. 634 с.

12. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003. 352 с.

13. Сайно О. В., Морунов О. Е. Психология общения врача и пациента // Лечебное дело. 2019. № 3. С. 54-59.

14. Стеценко С. Г. Защита прав пациента и информированное согласие // Здравоохранение. 2001. № 12. С. 129-135.

15. Судьин С. А. Модели терапевтических отношений в социологических парадигмах // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2006. № 1 (5). С. 396-401.

16. Тарасова С. А. Прогнозирование к клинической медицине // Инновации в науке: сборник статей по материалам XXX международной научно-практической конференции. Новосибирск, февраль 2014 г. / под ред. А. И. Гулина. Новосибирск: СибАК. С. 56-61.

17. Тарасова С. А. Сущностная характеристика прогностической компетенции медицинского работника // Преподаватель XXI век. 2014. № 4. С. 83-90.

18. Тимуца Д. Р. Сравнительные особенности антиципационной состоятельности и способности к прогнозированию у больных невротическими и соматоформными расстройствами // Практическая медицина. 2019. Т. 17, № 3, С. 79-83.

19. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарское книжное издательство, 1991. 192 с.

20. Chandra S, Mohammadnezhad M, Ward P. Trust and Communication in a Doctor-Patient Relationship: A Literature Review // Journal of Healthcare Communications. № 3 (36). URL: doi.10.4172/2472-1654.100146 (дата обращения: 13.10.21).

21. Damarell R. A., Morgan D. D., Tieman J. J. General practitioner strategies for managing patients with multimorbidity: a systematic review and thematic synthesis of qualitative research // BMC Family Practice (электронный научный журнал). 2020. № 21(131). URL: https://doi.org/10.1186/s12875-020-01197-8 (дата обращения: 10.10.21).

22. Kalateh Sadati A. Critical Views on Doctor-Patient Interaction; An Overview on Iran // Shiraz E-Medical Journal (электронный научный журнал). 2017. № 18. URL: 10.5812/semj.58655 (дата обращения: 10.10.21).

23. Vassilopoulos S. F. Anticipatory processing in social anxiety // Behavioural and Cognitive Psychotherapy. 2004. № 32. P. 303-311.


Рецензия

Просмотров: 144


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)