Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Классификационные характеристики жизненной успешности как личностного метаресурса сотрудников органов внутренних дел в cравнении c представителями других социономических профессий

https://doi.org/10.18384/2949-5105-2023-3-133-151

Аннотация

Цель. Изучить классификационные характеристики метаресурса жизненной успешности в выборке сотрудников органов внутренних дел в сравнении с представителями других социономических профессий.

Процедура и методы. Для исследования была сформирована выборка из 757 респондентов, из них 544 – сотрудники органов внутренних дел и 213 – представители других социономических профессий. Исследование проводилось анонимно с учётом пола, возраста и характера профессиональной деятельности респондентов посредством электронной опросной формы. Применена авторская исследовательская методика «Жизненная успешность». Обработка эмпирических данных производилась при помощи кластерного анализа по методу Варда и статистического пакета IBM SPSS Statistics 26.

Результаты. Выявлены классификационные характеристики метаресурса жизненной успешности в выборке представителей социономических профессий. Проведён анализ распределения по кластерам в зависимости от пола и возраста. Выявлена выраженность кластеров в выборке сотрудников органов внутренних дел, которые заключаются в наличии кластера со сниженными эмоциональными переживаниями.1

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость заключается развитии понимания личностных метаресурсов и их роли в осуществлении конструктивной жизни личности, в развитии концепции жизненной успешности личности как метаресурса конструктивной жизни. Практическая значимость заключается в получении эмпирических данных, которые могут быть использованы в программах профессионально-личностного роста представителей социономических профессий, в том числе сотрудников органов внутренних дел с учётом классификационных характеристик метаресурса жизненной успешности.

Об авторе

Н. А. Семенова
Краснодарский университет МВД России
Россия

Семенова Наталья Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

350005, г. Краснодар, ул. Ярославская, д. 128



Список литературы

1. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. «Наука»,1979. 453 с.

2. Батурин Н. А. Успех и неудача: теория, исследование, практика. Челябинск: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2018. 144 с.

3. Батурина Н. В., Черняева Ю. Е. Отношение успеха, жизненной успешности и личностного благополучия // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. №11 (4). С. 18–23.

4. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса. // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 2. С. 115-116.

5. Водопьянова Н. Е. Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2015. № 1. С 45-54.

6. Гельфонд М. Л., Мищук О. Н., Мирошина Е. Ю. Успех как ценность: опыт количественного анализа (на материалах Тульской области) // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2020. № 1. С. 330–333.

7. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Диагностика диспозиционного оптимизма, валидность и надежность опросника ТДО-П // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 18(1). С. 34–55. DOI:10.17323/1813-8918-2021-1-34-55.

8. Деева Н. А. Методика «Жизненная успешность»: структура и валидизация // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 19. № 3. С. 494-520. DOI: 10.17323/1813-8918-2022-3-494-520.

9. Дикая Л. Г., Журавлев А. Л., Занковский А. Н. Современное состояние и перспективы исследований адаптации и реализации профессионала в условиях непрерывных социально-экономических изменений // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2016. Т. 1. № 1. С. 7−48.

10. Ерофеева В. Г. Особенности личных нарративов о достижениях в зависимости от настойчивости // Психологические исследования. 2021. №14 (75). [Электронный ресурс]. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/150 DOI:10.54359/ps.v14i75.150 (дата обращения 25.06.2023)

11. Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5–12.

12. Личностный потенциал: структура и диагностика. Коллектив авторов. М.: Смысл, 2011. 680 с.

13. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.

14. Марков В. Н. Ресурсный подход к психологической диагностике: основные принципы // Вестник РУДН. Серия Психология и педагогика. 2010. № 4. С. 6-10. 9.

15. Моросанова В И. Психология осознанной саморегуляции: от истоков к современным исследованиям. // Теоретическая и Экспериментальная Психология 2022. № 3. c.58-82

16. Моросанова В. И. Сознательная саморегуляция как метаресурс для достижения целей и решения проблем человеческой деятельности. // Психологический вестник Московского университета. 2021. № 1, С. 4-37. DOI: 10.11621/vsp.2021.01.01.

17. Реан А. А., Ставцев А. А., Кузьмин Р. Г. Сильные стороны личности в модели VIA как медиатор психологического благополучия личности в профессиональной деятельности // Национальный психологический журнал. 2022. №2 (46). С. 25–34. DOI:10.11621/npj.2022.0203.

18. Саукова-Сальникова Е. К. Систематизация особенностей профессиональной деятельности сотрудников ОВД // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 101-104.

19. Семенова Н.А. Структурно-функциональная организация жизненной успешности как метаресурса личности современного преподавателя высшей школы // Российский психологический журнал. 2022. Т. 19. № 4. С. 94-109. doi: 10.21702/rpj.2022.4.6.

20. Сенин И. Г. Психодиагностика ценностно-ориентационной сферы личности как метод социально-психологического исследования: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль., 2000. 186 с.

21. Толочек В. А. Профессиональная успешность: от способностей к ресурсам (дополняющие парадигмы) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6, № 3. С. 27–61.

22. Фромм Э. Революция надежды. СПб: Ювента, 1999. 244 с.

23. Шабунова А. А., Доброхлеб В. Г., Медведева Е. И., Крошилин С. В., Сухоцка Л., Шухатович В. Р., Леонидова Г. В., Молчанова Е. В. Успешность современного человека: теоретико-методологические аспекты исследования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. № 12(6). С. 27–50. DOI:10.15838/esc.2019.6.66.2

24. Bokhan T. G., Galazhinsky E. V., Leontiev D. A., Rasskazova E. I., Terekhina O. V., Ulyanich A. L., Shabalovskaya M. V., Bogomaz S. A., Vidyakina T. A. Covid-19 and subjective well-being: perceived impact, positive psychological resources and protective behavior. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2021. № 18 (2), рр. 259–275. DOI: 10.17323/1813-8918-2021-2-259-275.

25. Seligman M. E. Flourish: A visionary new understanding of happiness and well-being. New York, NY: Free Press, 2011. 349 P.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 98


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)