Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Воздействие цифровой образовательной среды вуза на личность и психику обучающихся

https://doi.org/10.18384/2949-5105-2023-3-82-96

Аннотация

Цель. Выявить важнейшие аспекты влияния цифровой образовательной среды (ЦОС) на
личность и психику обучающихся вуза.

Процедура и методы. Проведено теоретическое исследование проблемы с помощью мета-исследования 35 полнотекстовых статей зарубежных и отечественных авторов.

Результаты. В научной литературе затрагиваются позитивные и негативные аспекты влияния ЦОС на психику, такие как когнитивная перегруженность, расстройство внимания, редукция речи, повышенная утомляемость, а также влияние на коммуникативную, мотивационную, эмоционально-волевую сферы личности. Но эти исследования достаточно противоречивы и требуют дополнительного осмысления. Основой для таких изысканий в дальнейшем может стать средовой подход, реализуемый практически через психологическое сопровождение учебного процесса в условиях ЦОС.

Теоретическая и/или практическая значимость состоит в выводах и практических рекомендациях: субъектам ЦОС предлагается обратить внимание на создание безопасной для психики обучающихся ЦОС, на развитие цифровой культуры студентов, на формирование единого пространства коммуникации.

Об авторе

О. В. Ванновская
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Россия

Ванновская Ольга Васильевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и прикладной психологии

196605, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское шоссе, д. 10 



Список литературы

1. Авдеева Е. А. , Корнилова о. А. Влияние цифровой электронной среды на когнитивные функции школьников и студентов // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21. № 3. С. 43–50. DOI: 10.15829/1728-8800-2022-3331.

2. Агеев Н. Я. , Токарчук Ю. А. , Токарчук А. М. Связь цифровых технологий с развитием когнитивных и коммуникативных процессов подростков и юношей: обзор эмпирических исследований // Психолого-педагогические исследования. 2023. Т. 15. № 1. С. 37–55.

3. Байгужин П. А. , Шибкова д. З. , Айзман Р. И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 5. С. 48–70.

4. Безбородова Н. Я. Влияние компьютерных технологий на когнитивные процессы школьников // International Journal of Medicine and Psychology. 2020. Т. 3. № 2. С. 109–113.

5. Бермус А. Г. Цифровая трансформация высшего образования с позиций междисциплинарного подхода: обзор гуманитарных исследований // Kant. 2022. № 1 (42). С. 6–16. DOI: 10.24923/2222-243X.2022-42.1.

6. Булат Р. Е. , Ванновская о. В. Проблемы и перспективы цифровой психодидактики в системе высшего образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2022. № 4. С. 258–278. DOI: 10.35231/18186653_2022_4_258.

7. Ванновская о. В. Психолого-педагогические проблемы цифровой трансформации высшего образования в Российской Федерации // Педагогика, психология, общество: от теории к практике: материалы V Всероссийской научной конференции, Чебоксары, 22 декабря 2022 г. Чебоксары: Среда, 2022. С. 111–113. DOI: 10.31483/r-105038.

8. Габдуллина А. Ш. Влияние цифровизации на когнитивные функции обучающихся в вузе в рамках иноязычного обучения // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. № 4. С. 395–403.

9. Гафурова Н. В. особенности современного студента как представителя цифрового поколения // Европейский журнал социальных наук. 2014. № 6-1 (45). С. 389–394.

10. Голиченков А. К. , Воронин М. В. , Есипов Н. А. Цифровая образовательная среда юридического вуза: механизм реализации и инновационные образовательные практики // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2021. № 2. С. 3–21.

11. Гордин А. И. , Гордина о. В. Трансгуманизм как следствие возможной тотальной цифровизации образования (опыт психолого-педагогического анализа) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 4. С. 537–547. DOI: 10.30853/ped210086.

12. Гребенкина Н. Н. Информационная безопасность участников образовательного процесса: проблемы, задачи, опыт // Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса в цифровой информационно-образовательной среде: сборник научных статей. М. : Российский государственный университет нефти и газа, 2021. С. 24–31.

13. Крамаренко Н. С. Проблемы «цифровой потребности» и информационной перегруженности обучающихся поколения Z // Педагогика. 2020. № 4. С. 37–42.

14. Круподерова Е. П. , Сорокин М. Ю. организация воспитательной работы в вузе в условиях цифровой образовательной среды // Педагогический вестник. 2020. № 13. С. 22–24.

15. Крылова М. Н. Взаимодействие субъектов исследовательской деятельности как фактор самореализации личности преподавателя и студента // Концепт. 2016. № 40. С. 24–29.

16. Кутепова Л. И. , Попкова А. А. , Жидков А. А. Проектирование цифровой образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 229–232.

17. Маклаков А. Г. , Ванновская о. В. Психологические проблемы цифровой трансформации системы образования и дальнейшего развития дистанционного обучения // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся разного возраста: монография. СПб. : Издательство Ленинградского государственного университета, 2022. С. 129–140.

18. Нестик Т. А. , Солдатова Г. У. основные модели цифровой компетентности // Наука. Культура. общество. 2016. № 1. С. 107–119.

19. овсяницкая С. С. Угрозы психологической безопасности участников образовательного процесса в цифровой век // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 187–190.

20. орлов А. А. Портрет «сетевой личности» в контексте теории поколений // Педагогика. 2019. № 10. С. 5–16.

21. Павлова Т. Б. Изменения в функциональных компонентах деятельности преподавателя вуза в цифровой образовательной среде // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 6. С. 1081–1086.

22. Солдатова Г. У. , Рассказова Е. И. Личностные характеристики и психологическая саморегуляция студентов онлайн и офлайн: некоторые особенности цифровой социальности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Т. 13. Вып. 1. С. 24–37. DOI: 10.21638/spbu16.2023.102.

23. Солдатова Г. У. , Рассказова Е. И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 4. С. 87–97. DOI: 10.17759/chp.2020160409.

24. Солнцев М. Н. Творческая деятельность студентов вузов как средство всестороннего развития личности в условиях цифрового обучения // Психология образования в поликультурном пространстве. 2022. № 4 (60). С. 67–75. DOI: 10.24888/2073-8439-2022-60-4-67-75.

25. Усольцева В. В. Готовность студентов-психологов к обучению в условиях цифровой образовательной среды // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 12-3 (114). С. 175–177. DOI: 10.23670/IRJ.2021.114.12.113.

26. Хапаева С. С. Цифровая образовательная среда: проблемы взаимодействия // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2021. Т. 17. № 3. С. 781–789. DOI: 10.25559/SITITO.17.202103.781-789.

27. Храпов С. А. , Баева Л. В. Цифровизация образовательного пространства: эмоциональные риски и эффекты // Вопросы философии. 2022. № 4. С. 16–24. DOI: 10.21146/0042-8744-2022-4-16-24.

28. Хрипунова У. В. , Кудакова В. С. , Тимофеева Э. А. Проблема цифрового слабоумия в XXI в. // Психология личности, актуальные исследования: сборник научных трудов / под ред. Е. М. Наумовой. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2020. С. 29–33.

29. Яницкий М. С. Психологические аспекты цифрового образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2 (34). С. 38–44.

30. Яруллина Л. Р. Трансформация высшего образования в цифровую эпоху: психологический взгляд на проблему // Инновации и качество профессионального образования: материалы 15 Международной научной конференции, Казань, 21 мая 2021 г. Казань: Школа, 2021. С. 91–95.

31. Ясвин В. А. образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.

32. Fisher E. J. P. , González Y. S. , Caridad Martinez Tena A. Bringing the Virtual to RealityHow Virtual Reality Can Enhance People's Health and Social Lives // Neurology: Research and Surgery. 2019. № 2 (1). P. 2–10. DOI: 10.33425/2641-4333.1015.

33. George M. J. , Odgers C. L. Seven fears and the science of how mobile technologies may be influencing adolescents inthe digital age // Perspectives on psychological science. 2015. T. 10. № 6. P. 832–851. DOI: 10.1177/1745691615596788.

34. Lin M. H. , Chen H. C. , Liu K. S. A Study of the Effects of Digital Learning on Learning Motivation and Learning Outcome // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. № 13 (7). P. 3553–3564. DOI: 10.12973/eurasia.2017.00744a.

35. Livingstone S. , Smith P. K. Annual research review: Harms experienced by child users of online and mobile technologies: The nature, prevalence and management of sexual and aggressive risks in the digital age // Journal of child psychology and psychiatry. 2014. № 55 (6). P. 635–654. DOI: 10.1111/jcpp.12197.

36. Paterson B. L. It looks great but how do I know if it fits? An introduction to meta-synthesis research // Synthesizing qualitative research: Choosing the right approach. London: BMJ books, 2012. P. 3–21.

37. Spitzer M. Digital Demenz: Wie wir uns und unsere Kinder um den Verstand bringen. Munich: Droemer Knaur, 2021. 368 p.

38. Williams T. L. , Shaw R. L. Synthesizing qualitative research // International handbook of qualitative methods in sport and exercise. London: Routledge, 2016. P. 274–287. DOI: 10.1002/9781119959847.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 226


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)