Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ С ЛИЧНОСТНЫМИ, РЕГУЛЯТОРНЫМИ И МОТИВАЦИОННЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2021-4-40-61

Аннотация

Цель. Исследование направлено на изучение различий во взаимосвязи психологического благополучия с регуляторными, мотивационными и личностными характеристиками у учащихся с различной динамикой психологического благополучия в 5 и 6 классах. Процедура и методы. Анализируются лонгитюдные данные 155 учащихся в возрасте 10-12 лет (М = 11 ± 0,28) общеобразовательных школ г. Москвы и г. Калуги. Респонденты по итогам двух обследований в 5 и в 6 классах были определены в группы со снижающимся, повышающимся и стабильным психологическим благополучием (здесь и далее - ПБ). Методы исследования: «Шкала проявлений психологического благополучия подростков» (модификация В. И. Моросановой и др., 2018), «Стиль саморегуляции учебной деятельности, ССУД-М» (В. И. Моросанова, И. Н. Бондаренко, 2018), «Шкалы академической мотивации школьников, ШАМ-Ш» (Т. О. Гордеева и др., 2017), «Отношение к учению» (модификация В. И. Моросановой, И. Н. Бондаренко, И. Ю. Цыганова, 2018), «Большая пятёрка - детский вариант» (“Big Five Questionnaire - Children version, BFQ-C”) (С. Б. Малых и др., 2015). Применялся показатель успеваемости: средний балл успешности обучения русскому языку и математике. Результаты. Снижение ПБ связано с ослаблением связей между ПБ и мотивационными, регуляторными и личностными характеристиками обучающихся. По сравнению с пятым классом в шестом осознанная саморегуляция перестаёт быть регуляторным ресурсом как ПБ, так и академической успеваемости. Стабильность ПБ обеспечивается сильной взаимосвязью СР и ПБ, а также «включённостью» в этот процесс всех регуляторных, мотивационных и личностных факторов. Повышение ПБ связано прежде всего с актуализацией процесса личностного развития: выявлена акцентированная и стабильная взаимосвязь ПБ с мотивацией самоуважения. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования позволяют получить новые данные об изменениях, происходящих в системе предикторов ПБ и успеваемости во время обучения в начальных классах средней школы. В практическом плане понимание факторов обеспечения стабильности ПБ даст педагогам и психологам инструмент, позволяющий оказывать своевременную и адекватную помощь младшим подросткам, поддерживая развитие их регуляторных, мотивационных и личностных ресурсов.

Об авторах

И. Ю. Цыганов
Психологический институт Российской академии образования
Россия


И. Н. Бондаренко
Психологический институт Российской академии образования
Россия


Список литературы

1. Андреева А. Д., Прихожан А. М. Методика диагностики мотивации учения и отношения к учению в средних и старших классах школы // Психологическая диагностика. 2006. № 1. С. 33-38.

2. Бондаренко И. Н., Потанина А. М., Цыганов И. Ю. Динамика регуляторных и личностных свойств младших школьников со снижением психологического благополучия (лонгитюдные данные) // Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации: материалы международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 22-23 октября 2020 г. / под ред. Т. Н. Банщиковой, Е. А. Фоминой, В. И. Моросановой. М.: Знание-М, 2020. С. 55-69.

3. Бондаренко И. Н., Цыганов И. Ю., Моросанова В. И. Факторная структура опросника «Отношение к учению в средних и старших классах школы» // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы III Международной научно-практической конференции. Калуга, 20-21 мая 2016 г. Калуга: ИП Стрельцов И. А., 2018. С. 3-9.

4. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Гижицкий В. В. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 2. С. 65-74.

5. Малых C. Б., Тихомирова Т. Н., Васин Г. М. Адаптация русскоязычной версии опросника «Большая пятёрка - детский вариант» // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 4. С. 6-12.

6. Моросанова В. И. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. № 4. С. 62-78.

7. Моросанова В. И., Бондаренко И. Н. Диагностика осознанной саморегуляции учебной деятельности: новая версия опросника ССУД-М // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 4. № 2. С. 27-37.

8. Моросанова В. И., Бондаренко И. Н., Фомина Т. Г. Создание русскоязычной версии опросника проявлений психологического благополучия (ППБП) для подростков // Вопросы психологии. 2018. № 4. С. 103-109.

9. Моросанова В. И., Фомина Т. Г. Осознанная саморегуляция учебной деятельности как ресурс субъективного благополучия школьников при изменении условий обучения // Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 62-74.

10. Фомина Т. Г., Ефтимова О. В., Моросанова В. И. Взаимосвязь субъективного благополучия с регуляторными и личностными особенностями у учащихся младшего школьного возраста // Психолого-педагогические исследования. 2018. № 2. С. 64-76.

11. Фомина Т. Г., Ишмуратова Ю. А., Филиппова Е. В. Регуляторные, мотивационные и личностные особенности младших подростков с позитивной динамикой психологического благополучия // Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации: материалы международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 22-23 октября 2020 г. / под ред. Банщиковой Т. Н., Фоминой Е. А., Моросановой В. И. М.: Знание-М, 2020. С. 298-311.

12. Фомина Т. Г., Моросанова В. И., Макушина Л. Н. Осознанная саморегуляция как медиатор взаимосвязи личностных диспозиций и психологического благополучия младших школьников // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Междунар. науч. конф., Кострома, 26-28 сент. 2019 г.: в 2 т. / под ред. М. В. Сапоровской, Т. Л. Крюковой, С. А. Хазова. Т. 1. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. С. 262-266.

13. Balgiu B. Curiosity and subjective well-being: The mediation of the big five personality traits // Global Journal of Psychology Research: New Trends and Issues. 2020. № 10. Vol. 1. Pp. 151-159.

14. Building more than knowledge: Teacher’s support facilitates study-related well-being through intrinsic motivation. A longitudinal multi-group analysis / P. Zselyke, D. Virga, D. Lupsa, M. Crasovan // Learning and Individual Differences. 2021. Vol. 88. URL: https://www.researchgate.net/publication/349180366 (дата обращения: 25.09.2021).

15. Changes in students’ psychological well-being during transition from primary school to lower secondary school: A person-centered approach / T. E. Virtanen, K. Vasalampi, M. Torppa, M. K. Lerkkanen, J. E. Nurmi // Learning and Individual Differences. 2019. Vol. 69. P. 138-149.

16. Comparing family, friends and satisfaction with school experience as predictors of SWB in children who have and have not made the transition to middle school in different countries [Электронный ресурс] / X. Oriol, J. Torres, R. Miranda, M. Bilbao, H. Ortuzar // Children and Youth Services Review. 2017. Vol. 80. P. 149-156. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 10.09.2021).

17. Effect of levels of self-regulation and situational stress on achievement emotions in undergraduate students: class, study and testing / J. de la Fuente, P. V. Paoloni, M. M. Vera-Martinez, A. Garzon-Umerenkova [Электронный ресурс] // International journal of environmental research and public health. 2020. Vol. 17. Iss. 12. URL: https://doi.org/10.3390/ijerph17124293(17):4293 (дата обращения: 10.09.2021).

18. Fomina T. G., Burmistrova-Savenkova A. V., Morosanova V. I. Self-regulation and psychological well-being in early adolescence: a two-wave longitudinal study [Электронный ресурс] // Behavioral Sciences. 2020. Vol. 67. URL: https://doi.org/10.3390/bs10030067 (дата обращения: 25.09.2021).

19. Gutman L. M., Feinstein L. Parenting behaviours and children’s development from infancy to early childhood: Changes, continuities and contributions // Early Child Development and Care. 2010. Vol. 4. P. 535-556.

20. Morosanova V. I., Fomina T. G., Bondarenko I. N. The Dynamics of the Interrelationships between Conscious Self-regulation, Psychological Well-being and School-related Subjective Well-being in Adolescents: A Three-year Cross-lagged Panel Study // Psychology in Russia: State of the Art. 2021. Vol. 14. Iss. 3. P. 34-49.

21. Predicting psychological and subjective well-being from personality: A meta-analysis / J. Anglim, Sh. Horwood, L. D. Smillie // Psychological Bulletin. 2020. № 146. Vol. 4. 62 P.

22. Rapuano V. Psychological well-being and its relationship with the academic achievement of Lithuanian students // Socialiniai tyrimai. 2019. Vol. 42. Iss. 2. P. 44-51.

23. Rehman A. U., Bhuttah T. M., You X. Linking burnout to psychological well-being: the mediating role of social support and learning motivation // Psychology Research and Behavior Management. 2020. Vol. 13. P. 545-554.

24. Ryff C. D., Singer B. The contours of positive human health // Psychological inquiry. 1998. Vol. 9. Iss. 1. P. 300-319.

25. Self-regulation mechanisms explain how dispositional mindfulness promotes well-being / C. Lundwall, S. Fairborn, L. Quinones-Camacho, J. Estep, E. Davis // Journal of Positive School Psychology. 2019. Vol. 3. Iss. 2. P. 153-164.

26. The influence of school assets on the development of well-being during early adolescence: Longitudinal mediating effect of intentional self-regulation / S. Chang, G. Mingyu, W. Jingmin, W. Lingxiao, W. Zhang // Acta Psychologica Sinica. 2020. Vol. 52. Iss. 7. P. 874-885.

27. The structure of mental health: Higher-order confirmatory factor analyses of psychological distress and well-being measures / R. Massй, C. Poulin, C. Dassa, J. Lambert, S. Bйlair, A. Battaglini // Social Indicators Research. 1998. V. 45. № 1-3. P. 475-504.

28. Understanding children’s well-being: a national survey of young people’s well-being [Электронный ресурс] / G. Rees J. Bradshaw, H. Goswami, A. Keung // The Children’s Society. 2010. URL: https://www.childrenssociety.org.uk/sites/default/files/tcs/research_docs/Understanding%20 children%27s%20wellbeing_0.pdf (дата обращения: 12.09.2021).

29. Verhaeghen P. There is virtue in mindfulness: The relationship between the mindfulness manifold, virtues, and eudemonic wellbeing [Электронный ресурс] // Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 176. URL: https://www.semanticscholar.org (дата обращения: 12.09.2021).


Рецензия

Просмотров: 1047


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)