Проблема измерения эффективности деятельности посредника в ситуации конфликта
https://doi.org/10.18384/2310-7235-2023-1-124-138
Аннотация
Цель данной работы – создание авторской методики, позволяющей спрогнозировать эффективность деятельности потенциального посредника в ситуации конфликта.
Процедура и методы. В рамках исследования участникам предлагалось решить два кейса, описывающих конфликтные ситуации, по определённой инструкции. Для оценки валидности разрабатываемой методики использовался метод «контрастных групп», а для оценки её надёжности – метод «ретестирования (повторного тестирования)».
Результаты. Полученные данные показали, что сконструированный индекс эффективности может оказаться значимым в психологическом исследовании благодаря измерению эффективности потенциального посредника в ситуации конфликта, который позволяет оценить качественные и количественные показатели его работы.1
Теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование дополняет понимание актуальной роли медиации как вида посреднической деятельности. Проанализированы факторы эффективности процедуры медиации в работе посредника. Обоснована и создана методика, позволяющая оценить эффективность работы потенциального посредника в ситуации конфликта.
Об авторах
М. В. ВетлинскаяРоссия
Ветлинская Мария Викторовна – инженер кафедры психологии личности факультета психологии
125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9
А. В. Губанов
Россия
Губанов Андрей Валентинович – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
Список литературы
1. Алешина А.В., Косовская В.А. Медиация как результат взаимодействия конфликтологии и юриспруденции // Общество. Среда. Развитие (TerraHumana). 2012. № 2. С.112–114.
2. Аллахвердова О.В. Медиация как социально-психологический феномен // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007. № 6. С.151–159.
3. Аллахвердова О.В., Иванова Е.Н. Психология в организациях // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007. № 6. С.73–77.
4. Андреев В.В. Процесс посредничества в решении социального конфликта: дис.… канд. социол. наук. М., 2004. 163 с.
5. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах / пер. с нем. Н.В.Маловой. Калуга: Духовное познание, 2004. 176 с.
6. Вагина М.В. Использование метода кейс-стади как образовательной технологии // Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования. 2013. Т.13. № 1. С.16–18.
7. Ветлинская М.В. Образ «успешного» медиатора как специалиста в области переговорной деятельности // Национальное здоровье. 2021. № 1. С.46–49.
8. Иванова Е.Н. Медиация как междисциплинарное сотрудничество // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2021. № 1. С.343–348.
9. Лазарев С.В. Основы судебного примирения. М.: Инфотропик Медиа, 2011. 256 с.
10. Мусатова О.А. К проблеме психологического потенциала медиатора как источника урегулирования проблем межличностного взаимодействия // Педагогика и психология образования. 2021. № 4. С.164–174.
11. Осинский А.Е. Медиация в профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий // Современная образовательная психология в подготовке специалистов помогающих профессий: актуальные проблемы теории и практики оказания помощи другим: сборник научных статей / под ред. Э.В.Котляровой. Могилёв: Могилёвский государственный университет имени А.А.Кулешова, 2019. С.100–103.
12. Спэнгл М.Л., Айзенхарт М.У. Переговоры, решение проблем в разном контексте / пер. с англ. О.В.Свинченко. Харьков: Гуманитарный центр, 2009. 588 с.
13. Удавихина У.А. Социально-психологический аспект медиации // Человеческий капитал. 2020. Т.141. № 9. С.104–114.
14. Хасан Б.И., Полещук Ю.О. Критерии медиабельности конфликтов в юридической практике // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2020. Т.11. № 1. С.207–222.
15. Чикер В.А. Методология и методы социально-психологических исследований. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2010. 133 с.
16. Шамликашвили Ц.А. Медиация как метод внесудебного разрешения конфликтов. М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2006. 86 с.
17. Argyle M. Some New Developments in Social Skills Training // Bulletin of the British Psychological Society. 1984. Vol.37. P.405–410.
18. Blake R., Mouton J. The Managerial Grid III: The Key to Leadership Excellence. Houston: Gulf Publishing Co., 1985. 244 р.
19. Kressel K., Pruitt D. Themes in the Mediation of Social Conflict // Journal of Social Issues. 1985. Vol.41. № 2. P.179–198.
20. Rubin J. Models of Conflict Management // Journal of Social Issues. 1994. Vol.50. № 1. P.33–45.
21. Fisher R.J. Interactive Conflict Resolution. New York: Syracuse UP, 1997. 308 р.
22. Weingart L., Bennett R., Brett J. The Impact of Consideration of Issues and Motivational Orientation on Group Negotiation Process and Outcome // Journal of Applied Psychology. 1993. Vol.78. № 3. P.504–517.
23. Yin R.K. Case study research and applications: design and methods. California: SAGE Publications, 2018. 319 p.