Рефлексивно-смысловые параметры личностной зрелости
https://doi.org/10.18384/2949-5105-2023-3-51-64
Аннотация
Цель. Выявление и анализ рефлексивно-смысловых параметров личностной зрелости.
Процедура и методы. Проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 277 человек периода средней зрелости в возрасте 25–40 лет. Выборку составили представители сферы образования, медицины, сферы обслуживания и торговли, работники горнодобывающей промышленности. Испытуемые были разделены на две группы в соответствии с критерием личностной зрелости / инфантильности как полярных характеристик. С этой целью использовались методики «Методика диагностики личностной зрелости» (авторы В. А. Руженков, В. В. Руженкова, И. С. Лукьянцева), методика «Уровень инфантилизма» (А. А. Серегина). Для выявления рефлексивно-смысловых параметров личностной зрелости были использованы «Дифференциальный тест рефлексии» (Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин), «Опросник рефлексивности» (А. В. Карпов, В. В. Пономарева), методика «Система жизненных смыслов» (В. Ю. Котляков), «Тест смысложизненных ориентаций» (Д. А. Леонтьев).
Результаты. По результатам эмпирического исследования обнаружены различия по многим параметрам рефлексивности и смысловой сферы у лиц с разным уровнем личностной зрелости.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы с целью более детального анализа личностной зрелости, её параметров и условий актуализации, при построении моделей эмпирического исследования личностной зрелости, а также при разработке коррекционных и тренинговых программ по повышению уровня личностной зрелости, при работе с инфантильностью.
Об авторе
Н. П. АндрюшковаДонецкий государственный университет
Россия
Андрюшкова Надежда Петровна – старший преподаватель кафедры психологии
28300, Донецкая Народная Республика, г. Донецк, ул. Университетская, д. 24
Список литературы
1. Двоеглазова М. Ю. Смысл жизни как детерминанта проявления социальной сущности личности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 4 (37). С. 308–312.
2. Деева Н. А. Рефлексивные механизмы переживания: роль в жизнедеятельности человека и методика исследования. общество и право // Актуальные вопросы психологии и педагогики. 2015. № 1 (51). С. 275–280.
3. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М. : Институт психологии РАН, 2004. 424 с.
4. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45–57.
5. Котляков В. Ю. Методика «Система жизненных смыслов» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. Т. 1. № 2 (54). С. 148–153.
6. Кузнецова д. А. определение понятия и структуры личностной зрелости // Личность и общество. 2020. № 3. С. 9–13.
7. Леонтьев д. А. , осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 110–135.
8. Леонтьев д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 2007. 511 с.
9. Леонтьев д. А. Тест смысложизненных ориентаций. М. : Смысл, 2006. 290 с.
10. Мельничук І. Я. , Мельничук С. К. особливості сприймання сенсу життя на різних етапах онтогенезу // Наукові записки. Серія: Педагогічні науки. 2021. № 192. С. 111– 116.
11. обуховский К. Психология человеческих влечений. М. : Прогресс, 1971. 238 с.
12. Прусакова М. А. Смысловое содержание инновационного потенциала личности во временной перспективе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 4 (37). С. 356–359.
13. Руженков В. А. Методика диагностики личностной зрелости // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2016. № 26 (247). С. 65–70.
14. Семенов И. Н. Психология рефлексии в научном творчестве С. Л. Рубинштейна // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 4. С. 67–74.
15. Серегина А. А. Социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодёжи: дис. … канд. психол. наук. М. , 2006. 250 с.
16. Фрейд С. о клиническом самоанализе. Избранные сочинения / пер. с нем. Ю. М. Матусевича. М. : Медицина, 1991. 288 с.
17. Хьелл Л. , Зиглер д. Теории личности / пер. с англ. СПб. : Питер, 2003. 608 с.
18. Krasnova E. V. Specific features of students personal maturity and personal immaturity depending on their social status [Электронный ресурс] // INTED2017: 11th International Technology, Education and Development Conference, Valencia, Spain, 6–8 March, 2017. URL: https://library.iated.org/publications/INTED2017 (дата обращения: 11. 09. 2023).
19. Rashchupkina Y. , Tushnova Y. , Alasaad D. Features of procedural characteristics of life elections of young people depending on types of personal maturity/immaturity // SHS Web of Conferences. EDP Sciences. 2019. Vol. 70. URL: https://www.shs-conferences.org/articles (дата обращения: 11. 09. 2023).