Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

История семьи в системе предпосылок формирования мировоззрения в юношеском возрасте

https://doi.org/10.18384/2949-5105-2023-3-65-81

Аннотация

Цель. Выявить психологическое содержание интереса к изучению семьи в раннем юношеском возрасте.

Процедура и методы. Исследование проведено с помощью специально разработанной и апробированной анкеты, направленной на выявление отношения респондентов к мотивам составления родословной.

Результаты. В раннем юношеском возрасте интерес к истории семьи имеет оформленную структуру, основными компонентами которой являются самоидентификация, знание истории семьи, ответственность за близких и стремление к сохранению позитивного образа семьи. Получены различия между юношами и девушками по фактору ответственности за членов семьи. Девушки с большей осторожностью, чем юноши, относятся к расширению границ семьи, что, вероятно, можно объяснить более сформированными у девушек представлениями о ролевом поведении в семье, а также об ответственности за близкий круг семейного окружения.

Теоретическая и/или практическая значимость изучения истории семьи может выступать средством личностного развития в воспитательном и педагогическом плане.

Об авторе

Л. А. Бегунова
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Россия

Бегунова Людмила Анатольевна – кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории научных основ детской практической психологии

125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4 



Список литературы

1. Бимбат С.Д. Некоторые аспекты межпоколенческой передачи травмы / Журнал Практической Психологии и Психоанализа. 2022. № 1. https://psyjournal.ru/articles/nekotorye-aspekty-mezhpokolencheskoy-eredachi-travmy (дата обращения 24.01.2023)

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Митер, 2008. 400 с.

3. Бондаренко Я.А., Якимова Т.В. Осведомленность в истории своей семьи как фактор психологического благополучия в подростковом возрасте // Клиническая и специальная психология. – 2014. – Том 3. – № 2 (10). – С. 70-83.

4. Варга А.Я. Сложности преподавания теории семейных систем Мюррея Боуэна // Психология и психотерапия семьи. 2022. №1. С. 21–33. DOI: 10.24412/2587-6783-2022-1-22-34

5. Варга А.Я., Маркитантова О.А., Черепанов Е. Семейные правила выживания: послания детям // Психология и психотерапия семьи. 2017. №1. С. 14–23.

6. Волков Р.С., Сачкова М.Е. Актуальные направления зарубежных исследований идентичности подростков [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 2. C. 122—130. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110211

7. Гусельцева М.С. Психология повседневности в системе методологии латентных изменений. М.: Акрополь, 2019. 375 с.

8. Кифер Бетси, Скулер Джейн И. «Как рассказать правду усыновленному или приемному ребенку. Как помочь ребенку осознать свое прошлое», Киев, 2009. 270 с.

9. Клочко В.Е. Смысловая теория мышления в трансспективе становления психологического познания: эпистемологический анализ. // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2008. № 2. С.87-101.

10. Клочко В.Е. Уровни сложности психологического мышления и современная когнитивистика // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. № 4 [20], вып. 1. С. 37–43.

11. Кубарев В.С. Методологические инструменты постнеклассической психологии: трансспективный анализ. Сибирский психологический журнал. 2015. № 58. С. 6–24.

12. Митрикас Т.А. Феномен межпоколенческой передачи. Влияние семейной истории на возникновение конфликтов в семье / Журнал Практической Психологии и Психоанализа № 1, 2021. https://psyjournal.ru/articles/fenomen-mezhpokolencheskoy-peredachi-vliyanie-semeynoy-istorii-na-vozniknovenie-konfliktov(дата обращения 12.12.2022).

13. Петрова Е.А. История семьи как межпоколенный ресурс совладающего поведения и средства его получения. // Вестник Костромского Государственного Университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2008. – Том 4. – № 2. – С. 201-208.

14. Подлесная М. А., Соловьёва Г. В., Ильина И. В. Историческая память: школьники и студенты об истории России // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12. № 2. C. 55–82. DOI: 10.19181/vis.2021.12.2.711

15. Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. Психологические проблемы подростков России периода цифровизации (2010-2020 гг.) // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2022. №203. С. 7–21. DOI: 10.33910/1992-6464-2022-203-7-21

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. 712 с.

17. Симоненко И.А. Процесс идентификации ребенка в семье как механизм межпоколенной передачи травматического опыта // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2014. – N 5[28] [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru [дата обращения: 02.12.2022].

18. Солодкова А.В. Развитие представлений о времени в детском возрасте [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 2. C. 93—100. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110208

19. Тарабрина Н.В., Майн Н.В. Феномен межпоколенческой передачи психической травмы [по материалам зарубежной литературы] // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Том 21. № 3. С. 96–119.

20. Хорошилов Д.А. Психология социального познания в изменяющемся мире. М.: Акрополь, 2022. 179 с.

21. Brittian A. S., Umaña-Taylor A. J., Derlan, C. L. (2013). An examination of biracial college youths' family ethnic socialization, ethnic identity, and adjustment: Do self-identification labels and university context matter? Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology. 2013. Vol. 19(2), P. 177–189. https://doi.org/10.1037/a0029438

22. Hareven T. K. Families, history, and social change: Life-course and cross-cultural perspectives. Routledge, 2018.

23. Hareven T. Κ. The life course and aging in historical perspective //Life course: Integrative theories and exemplary populations. – Routledge, 2019. P. 9-25.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 100


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)