Специфика семантического пространства представлений о волонтёрстве у студентов
https://doi.org/10.18384/2310-7235-2023-2-6-18
Аннотация
Цель: Выявить различия в структуре представлений о волонтёрстве у студентов университета, имеющих и не имеющих опыта волонтёрской деятельности.
Процедура и методы: 173 участника формулировали ассоциации на слово «волонтёрство». Обработка данных: частотный анализ, z-тест.
Результаты. Между группами отсутствуют статистически значимые различия в частоте семантических групп ассоциаций относительно волонтёрства. Таким образом, представления студентов, не имеющих опыта волонтёрской деятельности, адекватно отражают содержание и смысл этой деятельности. Единственное отличие касается рейтинга семантической группы ассоциаций, связанных с деятельной вовлечённостью. У студентов, не имеющих опыта волонтёрства, эта группа занимает четвёртую позицию из пяти возможных, а у студентов-волонтёров – вторую позицию.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты данного исследования могут применяться при подготовке участников волонтёрского движения в университетах.1
Об авторах
И. В. ВасильеваРоссия
Васильева Инна Витальевна – доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и социальной психологии; профессор кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки
625000, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6
625000, г. Тюмень, ул. Амурская, д. 7
М. В. Чумаков
Россия
Чумаков Михаил Владиславович – доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии; профессор кафедры общей и социальной психологии
640020, г. Курган, ул. Советская, д. 63, стр.4
620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
Список литературы
1. Абдуллаева М. М. Возможности психосемантического подхода для анализа профессиональной активности современных специалистов // Вестник Московского государственного университета. Серия 14: Психология. 2021. № 2. С. 100–122.
2. Бархаев А. Б. Социально-психологические условия вовлечения волонтёров в деятельность общественных организаций // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2009. № 1 (3). С. 79–87.
3. Васильева И. В., Чумаков М. В. Представления студентов-психологов о волонтёрской деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 5 (128). С. 161–169. DOI :10.20323/1813-145X-2022-5-128-161-169.
4. Литвинова Е. С., Бушмина О. Н. К вопросу о студенческом волонтёрстве // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 55–56. DOI: 1026140/bgz3-2021-1002-0012.
5. Мазниченко М. А., Папазян Г. С., Попов Д. И. Исследование развивающего потенциала студенческого событийного волонтёрства // Вестник Российской международной академии туризма. 2019. № 2. С. 24–34.
6. Перич Ю., Леко Cимич М., Певная М. В. Поколение Z и волонтёрство: перспектива национальной культуры // Образование и наука. 2021. № 23 (1). С. 44–72. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-44-72.
7. Рассадина Т. А. Традиционные ценности русской культуры // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 1. С. 44–58.
8. Расходчикова М. Н., Сачкова М. Е. Взаимосвязь психологических особенностей студентов и их готовности к волонтёрской деятельности // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 6. С. 85–95. DOI: 10.17759/pse.2019240608.
9. Arnon L., Almog-Bar M., Cnaan R. A. Volunteer Engageability: A Conceptual Framework [Электронный ресурс] // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2022. № 28. URL: https://journals.sagepub.com (дата обращения: 30.03.2023).
10. Bazan D. , Nowicki M., Rzymski P. Medical students as the volunteer workforce during thCOVID -19 pandemic: Polish experience // International Journal of Disaster Risk Reduction. 2021. № 55. P. 102–109. DOI: 10.1016/j.ijdrr.2021.102109.
11. Evans C. , Yusof Z. N. Volunteering: Aviable alternative work experience for university students? [Электронный ресурс] // Industry and Higher Education. 2022. URL: https://journals.sagepub.com (дата обращения: 30.03.2023). DOI: 10.1177/09504222221093180.
12. Febriani D. M., Selamet J. College Students’ Intention to Volunteer for Non-profit Organizations: Does Brand Image Make a Difference? // Journal of Nonprofit & Public Sector Marketing. 2020. № 32 (2). Р. 166–188. DOI: 10.1080/10495142.2019.1656136.
13. Fenyes H., Markos V. , Mohacsi M. Volunteering Among Higher Education Students as Part of Individual Career Management // Corvinus Journal of Sociology and Social Policy. 2021. № 12 (2). Р. 3–22. DOI: 10.14267/CJSSP.2021.2.1.
14. Geng Y., Huang C. C. , Deng G. Volunteering and psychological wellbeing in college students in China // Asian Social Work and Policy Review. 2022. № 16. P. 185–196. DOI: 10.1111/aswp.12258.
15. Haski-Leventhal D. , Paull M., Young S. The multidimensional benefits of university student volunteering: Psychological contract, expectations, and outcomes // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2020. Vol. 49. № 1. P. 113–133. DOI: 10.1177/0899764019863108.
16. Kulik L. A multi-variable model for explaining long-term commitment to volunteering among COVID -19 volunteers // Analyses of Social Issues and Public Policy. 2022. Vol. 22. № 3. P. 794–816. DOI: 10.1111/asap.12322.
17. Sewell M. N., Napolitano C. M., Roberts B. W. The social, emotional, and behavioral skill antecedents to college students’ volunteering during the COVID -19 pandemic [Электронный ресурс] // Journal of Research on Adolescence. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36717975 (дата обращения: 30.03.2023).
18. Wakefield J. R. H., Bowe M., Kellezi B. Who helps and why? A longitudinal exploration of volunteer role identity, between-group closeness, and community identification as predictors of coordinated helping during the COVID -19 pandemic // British Journal of Social Psychology. 2022. Vol. 61. № 3. P. 907–923. DOI: 10.1111/bjso.12523.