Гибкость мышления как ресурс переживания стрессовых и фрустрирующих ситуаций
https://doi.org/10.18384/2310-7235-2023-2-36-49
Аннотация
Цель. Изучить специфику структуры ресурсов переживания стрессовых и фрустрирующих ситуаций у студентов с разным уровнем переживания стресса.
Процедура и методы. Выборка исследования включала 65 студентов и была разделена на две группы по уровню переживания стресса. В исследовании использовались методика «Гибкость мышления» А. С. Лачинса, «Шкала психологического стресса PSM-25» Лемура-Тесье-Филлиона и фрустрационный тест Розенцвейга.
Результаты. На основании результатов факторного анализа установлено, что существует специфика структуры ресурсов переживания ситуаций стресса и фрустрации у студентов с разным уровнем стресса. Студенты с высоким уровнем стресса склонны обвинять внешнее окружение и использовать реакции самозащиты. Студенты с низким уровнем стресса, наоборот, ищут способы удовлетворения потребности, и гибкость мышления используется ими как ресурс успешного совладания со стрессом.
Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование вносит вклад в изучение гибкости мышления как ресурса совладания со стрессовыми и фрустрирующими ситуациями. Выявленная специфика структуры ресурсов переживания стрессовых ситуаций позволит дополнить тренинговые программы совладания со стрессом.
Ключевые слова
Об авторах
Ю. А. ДмитриеваРоссия
Дмитриева Юлия Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления и служебной деятельности, старший научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии стрессоустойчивости и креативности
454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 76
А. С. Калашникова
Россия
Калашникова Анастасия Станиславовна – студент
454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 76
Список литературы
1. Анцыферова Л. И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969. С. 57–117.
2. Белинская Е. П. Совладание с трудностями в эпоху неопределенности и глобальных рисков: основные исследовательские тренды // Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. № 6 (94). С. 760–771.
3. Бызова В. М., Перикова Е. И. Гибкость мышления как когнитивный ресурс психологического здоровья молодёжи // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2015. № 1. С. 182–188.
4. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Издательство Московского университета, 1984. 200 с.
5. Виноградова Т. И. Беглость, гибкость и оригинальность как основные компоненты в структуре креативности // Journal of Scientific Research Publications. 2014. № 4 (8). С. 104–108.
6. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
7. Войскунский А. Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010. 439 с.
8. Гадаборшева З. И. Формирование психологической устойчивости личности студентов педагогического вуза: автореф. дис. … канд. психол. наук. Пятигорск, 2015. 23 с.
9. Гущин Д. М. Акмеологическая профилактика стресс-фрустрационных состояний специалистов спецподразделений: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 24 с.
10. Ермакова Е. С. Психологические закономерности формирования гибкости продуктивного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2006. 42 с.
11. Залевский Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск: Издательство Томского университета, 1993. 272 с.
12. Ишимова А. И. Влияние глобальной цифровизации на психоэмоциональное состояние учащихся // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Нижняя Салда, 19 января 2022 г. / под ред. М. А. Терентьевой. Чебоксары: Среда, 2022. С. 168–170.
13. Левицкая Т. Е., Богомаз С. А. К проблеме изучения гибкости мышления как личностного ресурса психического здоровья школьников // Сибирский психологический журнал. 2002. № 16–17. С. 45–51. DOI: 10.17223/17267080.
14. Нестик Т. А. Глобальные риски как психологический феномен // Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений РАН. 2016. № 1 (50). С. 24–28. DOI: 10.20542/2307-1494-2020-2-9-26.
15. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Человек в условиях глобальных рисков: социально-психологический анализ. М.: Издательство Института психологии РАН, 2020. 594 с.
16. Селье Г. Стресс без дистресса / пер. с англ. М.: Прогресс, 1982. 49 с.
17. Тимощенко А. С., Грязева-Добшинская В. Г., Дмитриева Ю. А. Адаптационные ресурсы субъектов с разным типом выбора жизненного пути в стрессовой ситуации организационных изменений // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13. № 4. С. 49–57.
18. Хазова С. А. Креативность как ресурс совладающего поведения // Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление копинг-исследований в России: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 35-летию Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, Омск, 12–13 ноября 2009 г. / под ред. Л. И. Дементий. Омск: Издательство Омского государственного университета, 2009. С. 111–115.
19. Barak M., Levenberg A. Flexible thinking in learning: An individual differences measure for learning in technology-enhanced environments // Computers & Education. 2016. № 99. P. 39–52. DOI: 10.1016/j.compedu.2016.04.003.
20. D acillo M., Dizon J., Ong E. Videoconferencing fatigue and online student engagement among Filipino senior high school students: A mixed methods study [Электронный ресурс] // Frontiers in Education. 2022. № 7. URL:https://www.frontiersin.org (дата обращения: 30.03.2023). DOI: 10.3389/feduc.2022.973049.
21. D elussu F., Tizzoni M., Gauvin L. Evidence of pandemic fatigue associated with stricter tiered COVID -19 restrictions [Электронный ресурс] // PLOS Digit Health. 2022. № 1 (5). URL: https://journals.plos.org (дата обращения: 30.03.2023). DOI: 10.1371/journal.pdig.0000035.
22. Gabrys R. L., Tabri N., Anisman H. Cognitive Control and Flexibility in the Context of Stress and Depressive Symptoms: The Cognitive Control and Flexibility Questionnaire [Электронный ресурс] // Frontiers in Psychology. 2018. № 9. URL: https://www.frontiersin.org/articles (дата обращения: 30.03.2023). DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02219.
23. Grażyna W., Szymon M., Jakub K. Mental Health, Well-Being, and Psychological Flexibility in the Stressful Times of the COVID -19 Pandemic [Электронный ресурс] // Frontiers in Psychology. 2021. № 12. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov (дата обращения: 30.03.2023). DOI: 10.3389/fpsyg.2021.647975.
24. Işıl U. K., Esma G. E. A New Exhaustion Emerged with COVID -19 and Digitalization: A Qualitative Study on Zoom Fatigue // OPUS Journal of Society Research. 2022. № 19. P. 366–379. DOI: 10.26466//opusjsr.1069072.
25. Pellerin N., Raufaste E., Corman M. Psychological resources and flexibility predict resilient mental health trajectories during the French covid-19 lockdown [Электронный ресурс] // Scientific Reports. 2022. № 12. URL: https://www.nature.com/articles (дата обращения: 30.03.2023). DOI: 10.1038/s41598-022-14572-5.
26. Singh P., Bala H., Lal D ey B. Enforced remote working: The impact of digital platforminduced stress and remote working experience on technology exhaustion and subjective wellbeing // Journal of Business Research. 2022. № 151. P. 269–286. DOI: 10.1016/j.jbusres.2022.07.002.
27. Skulmowski A., Standl B. COVID -19 information fatigue? A case study of a German university website during two waves of the pandemic [Электронный ресурс] // Human Behavior and Emerging Technologies. 2021. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov (дата обращения: 30.03.2023). DOI: 10.1002/hbe2.260.
28. Weiss S., Wilhelm O. Is Flexibility More than Fluency and Originality? // Journal of Intelligence 10: 96. 2022. DOI: 10.3390/jintelligence10040096.