Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ОСОЗНАННАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК РЕСУРС РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ У СТУДЕНТОВ И ПРОФЕССИОНАЛОВ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2021-3-129-141

Аннотация

Цель. Целью исследования является сравнение развития осознанной саморегуляции и эффективности решения профессиональных задач у студентов и профессионалов в области химии. Процедура и методы. Выборку исследования составили химики с разным уровнем профессионального опыта (N= 42), в группу начинающих химиков вошли студенты химических факультетов (N= 21), в группу профессионалов - химики, работающие по специальности более десяти лет (N= 21). Для определения особенностей осознанной саморегуляции человека использовалась методика В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения - ССПМ». Для определения эффективности решения профессиональных задач были разработаны задания на идентификацию пространственной молекулы вещества. Результаты. Анализ объективных показателей эффективности решения задач продемонстрировал, что химики с большим стажем работы решают профессиональные задачи быстрее и с меньшим количеством ошибок. Среди показателей саморегуляции статистически достоверно коррелирует когнитивно-регуляторный процесс «планирование целей» как с показателем времени решения задач, так и с показателем допущенных ошибок. Сравнение регуляторных показателей студентов и профессионалов позволило выявить значимые различия по показателям «планирование целей» и «надёжность». Полученные данные позволяют сделать вывод, что развитие осознанной саморегуляции выдвижения и достижения целей может оказаться значимым ресурсом эффективности деятельности специалиста в области химии. Было показано, что с приобретением профессионального опыта развиваются способность к планированию профессиональных целей и регуляторная надёжность, что может способствовать росту эффективности профессиональных действий профессионалов по сравнению со студентами-новичками. Теоретическая и / или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в развитие представлений о регуляторных ресурсах специалистов в области химии. Впервые удалось выяснить, что когнитивно-регуляторный процесс планирования целей и личностно-регуляторное свойство надёжности профессионально значимы для эффективности деятельности химиков.

Об авторах

Ю. А. Ишмуратова
Психологический институт Российской академии образования
Россия


В. И. Моросанова
Психологический институт Российской академии образования
Россия


Список литературы

1. Блинникова И. В., Ишмуратова Ю. А. Анализ когнитивной компетентности специалистов химической отрасли на основе сравнения движений глаз у начинающих и опытных профессионалов // Организационная психология. 2019. Т. 9. № 1. С. 13-33.

2. Ефимова Е. С. Формирование готовности к профессиональному риску студентов-химиков // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 1. С. 170-174.

3. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности: монография. М.: Ленанд, 2011. 320 с.

4. Кортунов Г. М., Боровских Т. А. Как определить сформированность регулятивных УУД // Химия в школе. 2017. № 6. С. 18-21.

5. Костин А. Н., Голиков Ю. Я. Организационно-процессуальный анализ психической регуляции сложной деятельности: монография. М.: Институт психологии РАН, 2014. 448 с.

6. Митрохина А. С. К вопросу о подготовке будущих химиков к производственной деятельности // Современные тенденции развития системы образования: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Чебоксары, 16 июня 2020 г. / под ред. О. Л. Богатыревой. Чебоксары: Среда, 2020. С. 73-76.

7. Моросанова В. И. Осознанная саморегуляция как метасистема психологических ресурсов достижения целей и саморазвития человека // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития: сборник научных работ / под ред. А. Л. Журавлева, В. А. Кольцова. М.: Институт психологии РАН, 2017. С. 501-509.

8. Моросанова В. И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2021. № 1. С. 4-37

9. Моросанова В. И., Бондаренко И. Н. Диагностика осознанной саморегуляции учебной деятельности: новая версия опросника ССУД-М // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 2. С. 27-37.

10. Моросанова В. И., Кондратюк Н. Г. Новая версия опросника «Стиль саморегуляции поведения-ССПМ» // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 137-145.

11. Моросанова В. И., Кондратюк Н. Г., Гайдамашко И. В. Надёжность осознанной саморегуляции как ресурс достижения целей в профессиях высокого риска // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2020. № 1. С. 77-95.

12. Kitsantas A., Zimmerman B. J. Comparing self-regulatory processes among novice, non-expert, and expert volleyball players: A microanalytic study // Journal of applied sport psychology. 2002. Vol. 14. № 2. P. 91-105.

13. Kozma R. B. Use of multiple representations by experts and novices // Handbook of learning from multiple representations and perspectives. London: Routledge, 2020. P. 33-47.

14. Vohs K. D. Handbook of self-regulation: Research, theory, and applications. New York: Guilford Publications, 2016. 640 p.

15. Zimmerman B. J., Schunk D. H., DiBenedetto M. K. The role of self-efficacy and related beliefs in self-regulation of learning and performance // Handbook of competence and motivation: Theory and application. New York: Guilford Press, 2017. P. 313-333.


Рецензия

Просмотров: 169


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)