Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Взаимосвязь межличностной интолератности к неопределённости с экзистенциальной исполненностью, социальной тревогой и фрустрированностью у студентов

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2023-1-154-171

Аннотация

Цель. Выявление взаимосвязи показателей межличностной интолерантности к неопределённости с показателями экзистенциальной исполненности, социальной тревоги и фрустрированности у студентов.

Процедура и методы. Психодиагностическая процедура проводилась c применением методик: «Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределённости» Т. В. Корниловой; «Тест экзистенциальных мотиваций» В. Б. Шумского и др.; «Опросник социальной тревоги и социофобии» О. А. Сагалаковой и Д. В. Труевцева; «Методика диагностики уровня социальной фрустрированности» Л. И. Вассермана в модификации В. В. Бойко. Проверка на нормальность распределения производилась с помощью критерия нормальности Колмогорова-Смирнова с поправкой Лильефорса; корреляционный анализ выполнен по r-критерию Пирсона.

Результаты. У студентов выявлены: доминирующее стремление к построению управляемых межличностных отношений, в которых неопределённость нежелательна, а для значительной части испытуемых – неприемлема; умеренный уровень экзистенциальной исполненности, доминирующим компонентом в структуре которой является «самоценость»; повышенный уровень социальной тревоги, особенно в ситуациях «Быть в центре внимания, под наблюдением» и «Постситуативные руминации и желание преодолеть тревогу в экспертных ситуациях»; невысокий уровень социальной фрустрированности.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования отражают взаимосвязь межличностной интолерантности к неопределённости с экзистенциальной исполненностью, социальной тревогой и социальной фрустрированностью у студентов. Они могут быть использованы в целях совершенствования психологического сопровождения студентов в вузах, оптимизации программ групповых тренингов, чтобы они способствовали снижению межличностной интолерантности к неопредёленности.

Об авторах

Л. О. Пелепчук
Государственный университет просвещения
Россия

Пелепчук Леонид Олегович – аспирант кафедры социальной психологии

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Н. А. Цветкова
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний (ФКУ НИИ ФСИН России); Государственный университет просвещения
Россия

Цветкова Надежда Александровна – доктор психологических наук, доцент, главный научный сотрудник; профессор кафедры социальной психологии факультета психологии

125130, г. Москва, ул. Нарвская, д. 15А, стр. 1

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24

 



Список литературы

1. Аврамова Т.И. Исследование фрустраций у студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67 (1). С.274–279.

2. Аксенова Е.С., Синёва О.В. Взаимосвязь социально-психологической адаптивности и толерантности к неопределённости у студентов-психологов [Электронный ресурс] // Научный журнал Байкальского государственного университета. 2022. № 2. URL: http://brj-bguep.ru (дата обращения: 28.01.2023).

3. Афанасьев С.О., Махортова И.С., Ширяев О.Ю. Анализ частоты встречаемости и факторов риска формирования социальной тревоги и расстройств пищевого поведения среди студентов медицинских вузов // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2021. Т.20. № 1. С.174–181.

4. Белявцева О.С. Толерантность и интолерантность к неопределённости в современной отечественной и зарубежной психологии // Наука и социум. Коррекционно-развивающая среда и инклюзивная практика помощи детям с ОВЗ: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 17 марта – 05 июня 2021 г. / под ред. Е.Л.Сорокиной. Новосибирск: Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2021. С.107–111.

5. Беховых Ю.В., Беховых Л.А. Социальная фрустрированность и фрустраторы студентов аграрного вуза // Вестник Научно-методического совета по природообустройству и водопользованию. 2019. № 13. С.31–36.

6. Богомазова К.О., Байгужина О.В. Социальная тревога и психологическая атмосфера в группе как корреляты жизнеспособности студентов различных профилей подготовки // Психология. Психофизиология. 2022. Т.15. № 1. С.5–15.

7. Гайворонская Е.Б., Рогозина М.А., Подвигин С.Н. Исследование помех в установлении эмоциональных контактов и социальной фрустрированности среди студентов-медиков // Прикладные информационные аспекты медицины. 2020. Т.23. № 1. С.60–64.

8. Герасимова О.Ю., Семченко Л.Н., Батуева С.В. Социальная тревожность и совладающее поведение у студентов первого курса медицинского университета // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2021. № 5. С.59–64.

9. Дворцова Е.В., Кружилин В.В. Влияние просмотра документального сериала «Руки прочь от котиков! Охота на интернет-убийцу» на социальную фрустрированность и тревожность студентов-психологов // Молодой учёный. 2021. № 51 (393). С.441–443.

10. Кавун Л.В., Остапчук А.В. Степень реализации фундаментальных экзистенциальных мотиваций как предиктор прокрастинации у студентов вуза // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 6. С.28–43.

11. Козлова Л.А., Коптева Н.В. Особенности экзистенциальной уверенности, исполненности и мотиваций в группах студентов с различным уровнем выраженности последствий использования новых коммуникационных технологий // Взаимодействие теоретико-экспериментальной и практической психологии в системе современного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Пермь, 21–22 марта 2019 г. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2019. С.294–302.

12. Комарова О.Н. Личностные ресурсы сохранения психологического здоровья студентов // Практическая психология и новая реальность: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 29 февраля – 01 марта 2020 г. М.: Московский информационно-технологический университет, 2020. С.101–115.

13. Корнилова Т.В., Чумакова М.А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределённости в модификации опросника С.Баднера // Экспериментальная психология. 2014. Т.7. № 1. С.92–110.

14. Корытко И.Д. Психологические факторы социальной тревожности студентов // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2021. № 1. С.13–18.

15. Краснова В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и суицидальная направленность у студентов // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2013. Т.113. № 4. С.50–53.

16. Кузнецова Е.Н., Швецова (Хилько) О.В. Психологические особенности проявления социальной тревожности и социофобии у студентов педагогического вуза как критерий безопасности образовательной среды // Прикладная психология и психоанализ. 2021. № 1 (9). С.278–282.

17. Леонтьев Д.А. Вызов неопределённости как центральная проблема психологии личности // Психологические исследования: [сайт]. 2015. Т.8. № 40. URL: https://psystudy.ru (дата обращения: 28.01.2023).

18. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределённости: дис.… канд. психол. наук. СПб., 1998. 173 c.

19. Майсак Н.В., Яковец Д.А. Социальная фрустрация как условие дезадаптации и предиктор девиантности специалиста // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-8. С.1830–1837.

20. Михина М.В. Неопределённость: основные характеристики и определение // Инновационная наука. 2018. № 5. С.140–144.

21. Наумова Д.В. Личностные характеристики молодых людей, толерантных и интолерантных к неопределённости // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2021. № 62. С.142–154.

22. Павлова Е.В., Чупряева Н.П. Толерантность к неопределённости как предиктор готовности студентов к цифровизации образования [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 3. URL: https://mir-nauki.com (дата обращения: 26.01.2023).

23. Сиротюк М.В. Исследования толерантности-интолерантности к неопределённости в зарубежной и отечественной психологии // Развитие человека в современном мире: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 14–16 апреля 2015 г. Ч.1. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2015. С.228–235.

24. Хвостенко В.А. Исследование взаимосвязи темперамента и уровня социальной фрустрированности у студентов вуза // Осознание Культуры – залог обновления общества. Перспективы развития современного общества: материалы XXIII Всероссийской научно-практической конференции, Севастополь, 15–16 апреля 2022 г. Севастополь: Рибест, 2022. С.161–166.

25. Хуторная М.Л. Социальная фрустрированность студентов-первокурсников в условиях дистанционного образования // Информатика: проблемы, методы, технологии: материалы XXII Международной научно-практической конференции имени Э.К.Алгазинова, Воронеж, 10–12 февраля 2022 г. / под ред. Д.Н.Борисова. Воронеж: Вэлборн, 2022. С.1525–1531.

26. Шамионов Р.М. Отношение к изменениям и толерантность к неопределённости как предикторы адаптивности и адаптационной готовности // Российский психологический журнал. 2017. Т.14. № 2. С.90–104.

27. Шумский В.Б., Уколова Е.М., Осин Е.Н. Диагностика экзистенциальной исполненности: оригинальная русскоязычная версия теста экзистенциальных мотиваций // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т.13. № 4. С.763–788.

28. Юртаева М.Н. Когнитивно-стилевые и личностные характеристики толерантности к неопределённости: дис.… канд. психол. наук. Екатеринбург, 2011. 164 с.

29. Якубова М.И. Взаимосвязь социальной фрустрированности и успеваемости студентов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сборник статей по материалам XVIII студенческой Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 11 февраля 2021 г. Новосибирск: Сибирская академическая книга, 2021. С.72–82.

30. Frenkel-Brunswik E. Tolerance of Ambiguity as a Personality Variable // American Psychologist. 1948. № 3. P.268.

31. Luan Y.S., Zhan-ling G., Mi L. The Experience Among College Students with Social Anxiety Disorder in Social Situations: A Qualitative Study // Neuropsychiatric Disease and Treatment. 2022. № 18. P.1729–1737.

32. Purdon C., Antony M., Monteiro S. Social anxiety in college students // Journal of Anxiety Disorders. 2001. № 15. Iss.3. P.203–215.

33. Russell G., Topham P. The impact of social anxiety on student learning and well-being in higher education // Journal of Mental Health. 2012. № 21 (4). P.375–385. DOI: 10.3109/09638237.2012.694505.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 261


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)